|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
СНОВИДЕНИЯ (РАБОТА СНОВИДЕНИЯ, ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ)- спонтанное самоизображение действительной ситуации в бессознательном, представленное в символической форме. С. являются прежде всего продуктом психической деятельности самого видящего, они позволяют заглянуть в глубины и сокровенные уголки души, которые в бодрствующем состоянии остаются незамеченными. В образной, метафорической форме С. раскрывают скрытые наклонности, тайные желания, надежды и опасения человека. Различают явное содержание С. - то, что непосредственно вспоминается после пробуждения, и латентное, по определенным мотивам скрытое содержание, которое требует аналитического истолкования. Процесс переработки и трансформации скрытого содержания С. в явное называется работой С., обратный процесс называется анализом. С. является заместителем того богатого чувствами и содержаниями хода мыслей, к которому можно прийти после анализа. Всего легче поддаются анализу детские С.; они, как правило, представляют собой незамаскированные желания, связанные с жизнью в течение дня. Но большинство сновидений взрослых носят бессвязный характер, спутанны и бессмысленны. Между ними и затруднениями при сообщении скрытых мыслей С. есть многосторонняя закономерная связь. Фрейд выделил несколько наиболее существенных механизмов работы С., ответственных за производство образов. Наряду с превращением мыслей в ситуацию ("драматизацией"), одним из наиболее важных и своеобразных признаков работы С. является сгущение образов, в результате чего появляются составные и смешанные лица, при этом все явления имеют общую часть. Каждый элемент С. в избытке определяется скрытыми мыслями С. и обязан своим происхождением не одному элементу этих мыслей, а целому ряду их. В содержании С. каждый элемент оказывается по существу выражением всего разнообразного материала, каждая скрытая мысль С. выражается обыкновенно не одним, а несколькими элементами; ассоциативные нити не идут просто от скрытых мыслей к содержанию С., а многократно скрещиваются и переплетаются. Смещение - другой важный признак работы С. - заменяет психическое напряжение, первоначальную значимость и аффективную наполненность мыслей живостью и насыщенностью образов. Вследствие этого в неясной части сна часто можно обнаружить самую непосредственную связь с наиболее существенной скрытой мыслью С. Чем темнее и спутаннее С., тем большее участие в его создании можно приписать процессу смещения. Когда в содержание С. попадает безразличное впечатление вместо волнующего и безразличный материал вместо интересного, то это можно рассматривать как результат работы смещения, т. к. С. никогда не интересуется тем, что не могло бы привлечь нашего внимания днем; эпизоды и мелкие детали, не волнующие нас днем, не в состоянии преследовать нас во сне. Восстанавливая и корректируя путем анализа произведенное в сновидении смещение, можно прийти к очевидным выводам относительно побудительных мотивов, лежащих в основе фабулы С. и его связи с бодрствованием видящего. С. обнаруживает непреложную связь между всеми частями скрытых мыслей тем, что соединяет весь этот материал в рамках одной ситуации: оно выражает логическую связь сближением во времени и/или пространстве разных образов и предметов. Чаще всего С. одной ночи "обнаруживают при анализе свое происхождение от одного и того же круга идей и комплексов. Причинная зависимость в С. либо вовсе не выражена, либо замещается последовательностью во времени двух неодинаково длинных частей С., возможно также обратное замещение, т. е. начало С. соответствует следствию, а конец - предпосылке. Каузальный, редукционистский подход в толковании С. ведет к единообразию интерпретации, приписывая элементам и символам фиксированное значение. Каждый элемент имеет однозначный смысл, что позволяет легко проводить соответствия и аналогии между явным и скрытым содержаниями даже в самых сложных и запутанных образах. Телеологическая т. зр. постигает в образе С. выражение измененной психологической ситуации, не признавая фиксированного и однозначного значения символов, соотнося значение каждого элемента с контекстом. Психологическая компенсация является фундаментальным принципом и для каузальной, и для телеологической т. зр., т. к. целью С. является устранение мешающих сну раздражителей в форме галлюцинаторного исполнения неудовлетворенных в бодрствующем состоянии сознания желаний. В том и в другом случае для обнаружения и анализа скрытого содержания желаний применяется метод свободных ассоциаций. С. является развернутым комментарием как к личностным комплексам, так и к архетипам и символам коллективного бессознательного. Личные ассоциации отражают субъективный, поверхностный уровень, более доступный для анализа. Общекультурные ассоциации (амплификации), связанные с мифами, историей, представляют более фундаментальный объективный уровень. Ассоциации обеспечивают более широкий контекст интерпретации С., более полный уровень понимания. В С. субъект ведет символический поиск среди бредовых бессвязных речей, абсурдных ситуаций, отчуждения, риска, азарта и утраты уверенности, пытаясь восстановить связь с бессознательными аспектами своей личности, достичь целостности и гармонии в своей душе. в мире внешних объектов и в обществе. К. Ю. Багаев Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|