|
ЭМПЕДОКЛ из Акраганта(ок 490-ок 430 до н э ) — древнегреческий философ По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует его оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфикопифагорейского учения о душе в поэмах Эмпедокла находится в полном соответствии с этим образом Основные его сочинения — две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида) «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок 1/10 стихов) Натурфилософия Эмпедокла — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции 4 традиционные стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Эмпедокл называл их «корнями всех вещей»), т е несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции Эмпедокл принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое «соединение» и «разъединение» элементов Т к для обозначения элементов используется мифологический код Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть» Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды» Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы 1) эпоха «любви» — все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар», 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные, 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные, 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени 1) отдельные члены, не способные соединиться в организм, 2) неудачные соединения членов — монстры, 3) бисексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об Андрогине в «Пире»), 4) полноценные животные с половой дифференциацией Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «вырастает из земли» Наряду с теорией «четырех элементов», которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в , большое влияние (в т ч на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущении Эмпедокла (для него самого бьввшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект) Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств Теория «пор и истечений» имела у Эмпедокла универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см Орфизм) Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы, как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики Ревностным почитателем Эмпедокла в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время — представители романтизма (особенно Гельдерлин). Фрага.: DK 1,276-375; Bollock J. Empedocle, 1.1-3. P., 1965-69 (критич. изд. «О природе» и комм.); ZmtG. Persephone. Oxf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и комм.); The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N. aa der Ben. Amst;, 1975; Empedocles: The extant fragments, ed. by M. R. Wright. New Haven, 1981; Лебедев. Фрагменты, с. 330—414. Лит.: Семушкин А. В. Эмпедокл. M., 1985; KingsleyP. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography.— «Phronesis» 1994, 39, p. 235—254; InwoodB. The Poem of Empedocles. Toronto, 1992; OBrien D. Empedocles cosmic cycle. L.—N. Y, 1969 (лит.); Кгапг. W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschopfting. Z., 1949; Long A. A. Empedocles cosmic cycle in the sixties.— Mourelatos A. P. D. The Presocratics. Garden City, 1974, p. 397-425. А. В. Лебедев
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|