|
СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йахиа, ас-(1154, Сухравард, Северо-Западный Иран — 1191, Алеппо) — арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухраварди добавляют «ал-мактул» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы — «шайх ал-ишрак» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дина ал-Джили, затем после переезда в Исфаган — у Фахр ад-Дина ал-Маридини. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухраварди через Захира ал-Фариси познакомился с сочинением «ал-Басаир» («Прозрения») своего младшего современника Умара Ибн Сахлана ас-Саваджи, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухраварди можно назвать «Логику восточных» Ибн Сины, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Синой были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сина служит безусловным авторитетом для ас-Сухраварди, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего. Основным философским сочинением ас-Сухраварди, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Хикмат ая-ишрак» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Талвихат» («Намеки»), «ал-Мугавамат» («Оборения»), «ал-Машари ва-л-мутарахат» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухраварди по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайакил ан-нур» («Храмы света») и «ал-Алвах ал-имадиййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Гурба ал-гарбиййа» («В западне Запада»), «Рисалат ат-тайр» («Трактат о птицах»), «Лугат-и муран» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухраварди преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи. Ас-Сухраварди оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей — аш-Шахразури, Кутб ад-Дин аш-Ширази, Садр ад-Дин аш-Ширази. Соч.: Sohravardi Sh. Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H. Corbin, v.1—3. Teheran, 1993; Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H. Ziai. Costa Mesa, 1998; Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transi. J. Walbridge and H. Ziai. Brigham-Provo, 1999; в рус. пер.: Мунис аль-ушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В. А. Дроздовой.— «Восток», 1993, № 2, с. 131— 50; Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я. Эшотса.— «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160—80; Акаид ал-фаласифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986. Лит.: Fakhry M. Al-Suhrawardis critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashshaun).— Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P. Morewidge. N. Y, 1982, pp. 279-284. А. В. Смирнов
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|