|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Степанов А.В. Философия: справочное пособие для самостоятельной работы студентов. Алматы, 2012, 105с.
Абуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд(1126, Кордова, Испания — 10 декабря 1198, Марракеш, Марокко)— знаменитый западноарабский философ. Ибн Рушд был сыном главного судьи и муфтия. Он обучался у крупнейших учёных своего века и был в дружеских отношениях со знаменитым суфийским мыслителем Ибн Араби и известными учёными Ибн Туфайлем и Ибн Зухром. При альмогадийском султане Юсуфе (1163—1184) достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко, то в Севилье или Кордове. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверроэс. Прославился комментариями к сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко. За это он получил почётное звание "комментатор". О нем говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". Большинство его произведений осталось только в латинском переводе. Всего Ибн-Рушдом было написано 38 комментариев. Большинство сочинений этой категории представляет собой толкования к трудам Аристотеля. ( Комментарии к "Метафизике" и к книге "О душе" и др.) Основной философский труд «Опровержение опровержения». Ибн-Рушд написал также книгу по медицине «Colliget» (арабское «Куллийят» — «система»), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. По Ибн-Рушду, материальный мир вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия. Утверждая вечность мира и безначальность первоматерии, он понимал сотворённость мира Богом в том смысле, что Бог, "совечный" миру, превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. В трактате "Опровержение опровержения" Ибн-Рушд отверг нападки аль-Газали и др. теологов на философию, отстаивая права разума в познании. Высказанное им разграничение т. н. рациональной религии (доступной немногим образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось в дальнейшем одним из источников теории двойственной истины. Смысл теории "двойственной истины" заключался в стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки. Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединена с телом, как форма с материей, в каждом конкретном существе. Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. Аверроэс различает пассивный и активный разум. Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека, активный - имеет характер всеобщего, единичного интеллекта, который вечен. Рационалистические и материалистические тенденции аристотелизма Ибн-Рушда оказали большое влияние на дальнейшее развитие средневековой философии (аверроизм). Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Степанов А.В. Философия: справочное пособие для самостоятельной работы студентов. Алматы, 2012, 105с. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|