|
СЕКСТ ЭМПИРИК(2-я поя. 2 в. н. э.) — греческий философ, последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения — «Пирроновы положения» (Зкн.) и «Против ученых» (11 кн.) — являются важным источником по истории античной философии и основным — по истории пирронизма. Хотя Секст Эмпирик не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесндему, его авторитет в античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (К 116), а св. Григорий Богослов называет его и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей церковь, симптомы которой — противоположные речи (orat. 21). В сочинении «Пирроновы положения» («Краткое изложение пирронизма») Секст Эмпирик вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-дямдмжсия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] — надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» — положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекают отказот догматизма, воздержание от суждений (эпохе) и невозмутимость (Pyrrh. I, 1—30). Далее Секст Эмпирик суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические щроаы— способы осуществления эпохе: 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агршты (I, 31—186); дает толкование основных выражений скептического словаря — «не более», <аюжвлуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (1,187—209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых Секст Эмпирик усматривает отдельные скептические моменты (I, 210— 241). Во II и III книгах он дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т. е. философов, выдвигавших положительное учение, «догматы»), излагая материал в традиционной последовательности школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. II), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п., кн. III, 1—167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить, кн. III, 168—279). Книги Vil—XI сочинения «Против ученых» (лат. Adversus Mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений» — ср. названия: «Против логиков» (Adv. Math. VII—VIII), «Против физиков» (IX—X) и «Против этиков» (XI), — но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии — здесь Секст Эмпирик приводит ценнейший доксографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма он обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. Math. VU, 48—260). Книги I—VI трактата «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам — грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат Секста Эмпирика. Секст Эмпирик ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью его имени прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной — он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (Diog. L. IX 116, ср. Galen. De nat. facult., p. 52, 11 Kuhn: ). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Ди огеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема — практикующие врачи «эмпирики», 1116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам Секста Эмпирика, «скептик из человеколюбия ( то ) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. Ill, 280). Сочинения Секста Эмпирика в переводе на латынь получили широкое распространение во 2-й пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня. Соч.: Sextus Empirieus, orks, with engl. transi, by R. G. Bury, vol. 1—4. Cambr., 1933—49; Against the Grammarians (Adv. Math. I), introd. and comm. by D. L. Blank. Oxf., 1998; в рус. пер.: Три книги Пирроновых положений, пер. Н. В. Брюловой-Шакольской (1913); Соч., общ. ред. А. Ф.Лосева, т. 1-2. М„ 1975-76. Лит.: Heinti W. Studien zu Sextus Empirieus. Halle, 1932; Janacek К. Sextus Empirieus Sceptical Methods. Prague, 1972; House D. K. The life f Sextus Empirieus.— «Classical Quaterly» 30, 1980, p. 227-238; schwigJ. Sextus Empirieus on the kriterion.— Dillon/. M., Long A. A. (eds.). The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berkl.—Los Ang.—L., 1988, p. 145—75; Allen J. The skepticism of Sextus Empirieus, ANRWII 36, 4, 1990, p. 2582-2607; Giannantoni G. (ed.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Napoli, 1992. См. также лит. к ст. Скептицизм. M. А. Солопова
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|