РАЦИОНАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ

(в истории науки) — применение методологической модели роста и развития научного знания к описанию и объяснению исторических изменений в науке. Подвергнутое рациональной реконструкции историческое движение науки предстает как процесс, удовлетворяющий определенным рациональным критериям, предлагаемым данной моделью. Напр., шдуктчвчзм рассматривает историю науки как процесс эмпирических открытий и последующей формулировки «законов» как индуктивных обобщений высокой степени вероятности; методологический фальсификационизм — как выдвижение гипотез с их последующим опровержением (в частности, через «решающие эксперименты») и заменой новыми, обладающими большим эмпирическим содержанием; «утонченный фальсификационизм» — как конкуренцию научно-исследовательских программ.

Рациональная реконструкция или «внутренняя» (в терминологии И. Лакатоса) история науки должна быть дополнена «внешней», или эмпирической, историей. Напр., «внутренняя» история какой-либо научной дисциплины дополняется анализом социально-психологического климата научных школ и исследовательских коллективов, политических, экономических и т. п. факторов, тормозящих исследования или способствующих их успеху. Сама рациональная реконструкция  может заметно отличаться от эмпирически устанавливаемой реальной последовательности исторических событий в науке и их взаимосвязи. Поэтому методологическая концепция (как теория научной рациональности) стоит перед двойственной задачей: с одной стороны, предлагаемая ею рациональная реконструкция должна представить развитие науки как процесс, обладающий имманентной логикой и объективным содержанием; с другой стороны, она не должна противоречить «реальной истории» науки, втискивать ее в априорные схемы. По выражению Лакатоса, «история может рассматриваться как «пробный камень» ее рациональных реконструкций» (Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции.— В кн.: Структурам развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978, с. 239). Это означает, что рациональная реконструкция является особым типом научного Исследования, объект которого — история науки, а прогресс теории научной рациональности определяется тем, в какой мере ей удается расширять область реконструируемых исторических фактов и предсказывать факты, которые находят историографическое подтверждение. В этом смысле методологические концепции выступают в роли научно-исследовательских программ. В качестве таковых они встречаются с аномалиями (т. е. с такими фактами истории науки, которые не согласуются с рациональными реконструкциями в рамках этих программ), прибегают к добавочным методологическим допущениям и в конце концов уступают лидерство в философии науки, если впадают в фазу «регрессии».

Между философией и методологией науки, с одной стороны, и историей науки как самостоятельной научной дисциплиной другой, происходит постоянный обмен результатами и идеями. По известному афоризму «история науки без философии науки слепа, философия науки  без истории науки пуста» (Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995, с. 90). Однако, учитывая многообразие и конкуренцию методологических способов рациональной реконструкции, следует добавить, что история науки становится «зрячей» только тогда, когда руководствуется хорошо подтвержденной методологической концепцией, а философия науки не просто черпает эмпирическое содержание в историко-научных исследованиях, но проверяет свою значимость результатами последних. Во взаимодействии философии, методологии и истории науки, к которому подключаются социология, психология, культурология и другие области исследований науки, происходит такое переосмысление теории научной рациональности, при котором она выходит за рамки чисто методологических концепций. Выработка более широких и гибких представлений о научной рациональности — основное направление современных исследований по философии науки.

Лит.: Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967; Агасси Дж. Наука в движении.— В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978; Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Чершк В. И. История, логика, наука. М., 1986; Кузнецова И. И. Наука в ее истории. М., 1982; Хюбнер К. Критика научного разума. М., 1994; В поисках теории развития науки (очерки западноевропейских и американских концепций XX века). М., 1982; Criticism and the Growth of Knowledge. Cambr., 1970; McMullin E. A Taxonomy of the Relations Between History and Philosophy of Science. Minneapolis, 1971.

В. Н. Порус

Просмотров: 902
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • ВЫПУСК УСЛУГ НАУКИ И НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИСТОРИЯ НАУКИ
  • ИСТОРИЯ НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, или Логика науки
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Философия науки
  • Философия науки
  • Философия науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь