КОНСТИТУТИВНЫЕ И РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

(нем. konstitutiv und regulativ от лат. constitutivus — определяющий, и regulare — направлять) — термины кантовской философии. Конститутивными Кант называет такие положения, которые, будучи субъективными принципами познания, в то же время учреждают определенные формы предметности, подчиняя вещи своим предписаниям. Любое конститутивное основоположение является в силу этого онтологическим принципом, выражающим законосообразные формы сущего. Действенность конститутивных принципов простирается не далее предметов возможного опыта. Регулятивные положения заставляют нас смотреть на вещи так, как если бы они подчинялись их предписаниям, однако в действительности не определяют сами объекты, оставаясь исключительно субъективными принципами. Имея характер гипотез, регулятивные принципы  направляют человеческое познание на отыскание глубинных связей природных законов. Конститутивные принципы связаны с деятельностью чувственности и рассудка, т. к. и чувственная, и рассудочная способности оказываются в числе необходимых условий данности нам предметов опыта, регулятивные же — разума. Однако и конститутивные основоположения рассудка конститутивны по-разному. Аксиомы созерцания и антиципации восприятия  конститутивны для созерцания, аналогии опыта  — для созерцаний, могущих стать объектами восприятия. Высшим регулятивным принципом нашего познания оказывается идея Бога (идеал чистого разума) . Она нацеливает рассудок на поиски абсолютного единства всех природных законов.

В. В. Васильев

Просмотров: 649
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • АНАЛОГИИ ОПЫТА
  • Аргумент из опыта
  • ВНЕДРЕНИЕ ОПЫТА
  • ВЫРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • И. Кант: Чистые понятия рассудка — категории
  • И. Кант: Чувственность и ее всеобщие формы — пространство и время
  • ИДЕАЛ ЧИСТОГО РАЗУМА
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • Идеал чистого разума
  • КРИТЕРИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
  • Константность восприятия формы
  • МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА
  • Мир религиозного опыта в средневековой философии
  • ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
  • Общие принципы философии Лейбница
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Основоположения чистого рассудка
  • Поле опыта
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  • Регулятивные действия
  • Регулятивные психические процессы
  • СОЗЕРЦАНИЯ ФОРМЫ
  • Трудности рационального выражения духовного опыта в средневековой философии
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • Формы научного познания
  • Цикл опыта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь