|
ФЕОДОР АСИНСКИЙ( ) (кон. 3 нач. 4 в.) — античный философ-неоплатоник, ученик Ямвлиха. Сочинения утрачены, по названиям известны «Об именах» и «О том, что душа является всеми эйдосами», а также свидетельства о комментариях к «Тимею» и «Федону» Платона, возможно, также к «Категориям» Аристотеля. Основные свидетельства — у Прокла в комментарии к «Тимею». Наиболее известна трактовка Феодором неоплатонической триады единое—ум—душа, в соответствии с которой Единое называется «первым», «небом» и «неизреченным», но никогда не собственно «единым». «Единым» называется ум, который у Феодора трактуется триадически согласно пониманию его структуры как предмета мысли, субъекта мысли и творца. Как «умопостигаемый» () ум именуется согласно аллегорической трактовке греческого слова единое (): «придыхание», «небосвод» (в результате истолкования буквы Е) и «жизнь» (истолкование буквы N как перевернутой ). Как «мыслящий» () ум именуется терминами «быть», «мыслить» и «жить», как «демиург» описывается как «сущностный ум», «мыслящая сущность» и «источник души». К третьему аспекту ума применимы термины «прообраз» (парадигма) и «умопостигаемый космос» Душа также представляет триаду душа сама по себе, всеобщая душа и душа космоса с подчиненными ей единичными душами Вместе с другими учениками Ямвлиха, Сопатром и Дексиппом, Феодора относят к Сирийской школе неоплатонизма Соч.: Theodores von Asine, Sammlung der Testunonien und Kommentar v W Deuse Wiesbaden, 1973 Лит. Лосев А Ф История античнои эстетики Последние века, кн 1. 1988, с 302-318, GerschS From lamblichus to Enugena Leiden, 1978 289-304 M A Солопова
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|