Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Душа(экзистенция) – категория, характеризующая глубинное основание субъективной реальности . В философской литературе нет четкого и общепринятого определения ни души, ни экзистенции. Тем более непонятным может выглядеть их отождествление. Под Д. издревле понималось нечто нематериальное, а поскольку материя сводилась к веществу, к этой физической форме своего существованния, то Д. рассматривалась как существующая вне физического пространства, а часто и вне времени (как вечная, бессмертная) и способная существовать вне тела. Материализм и материалистическое естествознание пытались свести психику к функции высокоорганизованной материи, и понятие Д. было объявлено устаревшим. Представление об Э. явилось результатом сомнения в возможности свести субъективную реальность к свойству материи как реальности объективной. Различные мыслители дают самые разные и, как правило, очень неопределенные характеристики Э.: как конечной или бесконечной в своем существовании, через её «открытость» другому, или трансценденции, отождествляемой с богом, или ничто и т.д. Между тем, если не забывать исходный момент противопоставления и Д. и Э. материи, можно выделить те инвариантные признаки, которые и делают их другим видом бытия, к материальному бытию нередуцируемому. Содержание обоих терминов сводится к следующему: Д. (Э.) есть доинформационное и необъективируемое основание субъективной реальности, задающее её направленность и характер интерпретации информации. неповторимым началом которого является Я; Д. может быть воспринята только через переживание. Эти признаки указываются в философии экзистенциализма, но затемняются разноголосицей в деталях и попытками давать такие характеристики, которые уже не могут быть выражены в строгих понятиях, что и порождает «красивую» неопределенность. Мы ограничились указанием функции и формулировкой «знания о незнании» (Николай Кузанский). Коррелятивная онтология рассматривает Д. (Э.) не только как антропологическую, но именно как онтологическую категорию, поскольку признает всеобщность субъективной реальности и, следовательно, её основания. Любое сущее в разных коррелятах выступает и как материальное, относящееся к объективной реальности и, в то же время, одушевлено. Разумеется, формы и степень этой одушевленности различны, но «сокровенное внутреннее вещей» (Т. де Шарден) является атрибутивным. Вопрос о материальном способе существования Д. (которая тоже является сущим и, стало быть, в определенном корреляте имеет материальную сторону бытия) остается открытым, рассматриваясь пока на уровне скорее натурфилософских гипотез о «тонком мире» или «энергоинформационных полях». То же самое следует сказать о времени существования различных душ и способах их взаимодействия с сответствующими «телами» (проблема реинкарнации и т.п.) . Это уже вопросы конкретно-научного, а не философско-онтологического исследования. - Сагатовский В.Н. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 45-47; его же. Вселенная философа. Второе издание, исправленное и дополненное. СПб. 2008. С. 63-65. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|