ДЮЭМ, Дюгем Пьер

(10 июня 1861, Париж14 сентября 1916, Кабреснан) — французский физик-теоретик, философ и историк науки. Профессор физики в университетах Лилля, Ренна, Бордо. Автор работ в области термодинамики, гидродинамики, теории упругости. Одним из первых осознал важную роль истории науки для эпистемологии.

Предмет философского анализа у Дюэма—физическая теория, рассматриваемая в свете двух исторических традиций: линии Декарта—Лапласа (теория как объяснение) и линии Паскаля—Ампера (теория как описание). Согласно Дюэму, физическая теория не является гипотетическим объяснением экспериментальных законов на основе скрытой от наблюдения реальности. Подобные объяснения составляют сферу метафизики, от которой наука по мере своего развития должна освобождаться. Основная цель теории—описание, т.е. логическая систематизация и классификация большого числа экспериментальных законов. При этом, однако, Дюэм признавал, что целью физической теории является также постепенное превращение ее в естественную классификацию, отражающую действительный порядок вещей, который недоступен нашему восприятию. Он отвергал традиционное толкование описания как индуктивного обобщения наблюдаемых явлений и резко критиковал индуктивистскую историографию. Опытные данные не имеют самодовлеющего характера — они всегда рассматриваются сквозь призму теоретических понятий, превращающих экспериментальные данные в символические конструкции, которые несводимы к индуктивным обобщениям. Своей критикой индуктивизма Дюэм фальсифицировал одну из наиболее влиятельных программ в историографии физики, в значительной мере способствуя новому пониманию самого предмета истории науки.

Многочисленными примерами Дюэм доказывал, что выбор и определение понятий, благодаря которым могут быть поняты физические феномены, зависят от теорий и что эволюция теорий приводит к изменениям понятий, а также к реинтерпретации фактов. То же самое относится и к законам. Напр., законы Кеплера, помещенные в контекст ньютоновской динамики, определяемой понятиями силы и массы, полностью изменяют свой смысл. Переход от статуса законов экспериментальных к статусу законов, выведенных из группы теоретических предложений, имплицирует фундаментальную модификацию их смысла и формы. В то же время Дюэм стремился доказать, что задача теории состоит в описании, т. е. классификации, экспериментальных законов. Все ценное в теории связано с описанием, все плохое и отрицательное—с объяснением. Прогресс экспериментальной физики состоит в том, что ее описательная часть почти целиком входит в новую теорию, между тем как объяснительная часть отпадает, уступая место новому объяснению. Благодаря описательной части развитие науки приобретает кумулятивный характер. Это верно в отношении математических наук, где однажды приобретенные истины вместе с их доказательствами не дают повода для каких-либо дискуссий. К подобному идеалу весьма близко подходит и математическая физика.

Влияние Дюэма на современную философию науки оказалось двойственным. С одной стороны, он принял эстафету господствовавшей в то время позитивистской философии науки и развил это направление, предвосхитив ряд важнейших постулатов логического эмпиризма. С другой стороны, Дюэм подготовил почву для постпозитивизма, который взял на вооружение целый ряд фундаментальных идей, прежде всего о теоретической нагруженности фактов, зависимости научных законов от теоретической системы в целом и др. Внутренняя противоречивость дюэмовской концепции нашла свое выражение в существовании этих диаметрально противоположных направлений в западной философии науки. Важным вкладом Дюэма в эпистемологию является переоценка отношений между философией науки и историей науки. Начиная с Дюэма, она становится интегральной частью философского анализа науки наравне с эпистемологией и методологией.

Соч.: Les origines de la statique, v. 1—2. P., 1905—06; Etudes sur Leonardo de Vinci, v. 1—3. P., 1906—13; Essai sur la notion de theorie physique de Platon a Galilee. P., 1908; Le systeme du monde, v. 1—10. P., 1913—59; Физическая теория, ее цель и строение. СПб., 1910.

В. С. Черняк

Просмотров: 761
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • ДЮЭМ (ДЮГЕМ) (DUHEM) Пьер
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НАУКИ
  • МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • МОДЕЛИ  РАЗВИТИЯ  НАУКИ  
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Опытные науки
  • ОПЫТНЫЕ НАУКИ
  • ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
  • Предмет науки
  • Предмет науки
  • ПРЕДМЕТ НАУКИ
  • ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • РАЗВИТИЕ НАУКИ
  • РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Физика и науки о поведении
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь