BAH БИ (Ван Фусы)

—[226, Шаньян (Цзяоцзоши современной провинции Хэнань) — 249] — китайский философ, один из родоначальников стань сюэ— синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о сокровенном», т. е. сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций—«чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановником в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220—264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: «Чжоу и люэ ли» («Основные принципы «Чжоуских перемен»), «Чжоу и чжу» («Комментарий к «Чжоуским переменам»), «Лао-цзы чжу» (наиболее авторитетные и, возможно, древнейшие комментарии к «Дао дэ цзину») и др. Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников—конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н. э.—З в. н. э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию ти-юн в значении «телесная сущность (субстанция)—деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин», 40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием», трактуемым как «единая», «центральная», «предельная» и «главенствующая» «первосущность» (бэнь та), в которой совпадают друг с другом «телесная сущность» и ее «проявление». Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и «предопределение / судьбу» (лш») с помощью категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал конститутивными компонентами «вещей» и противопоставлял «делам/событиям». Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено противоположностью (фань, см. Гуа) между их «телесной сущностью» и чувственными свойствами, природной основой и устремлениями и реализуется прежде всего во времени.

Ван Би интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата (символические категории гуа) суть «времена». Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности несводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний — «вычислений жребия». Это философское истолкование учения «Чжоу и» было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ)  традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И. В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли, а в учении буддийской Хуаянь »колы—положение о дихотомии ли — ши. 

Соч.: Ван Би цзи цзяо ши (Собр. соч. с примечаниями и разъяснениями), сост. Лоу Юйле. Пекин, 1980; Commentary on the La Tzu. Honolulu, 1979; A Translation of Lao Tzus «Tao Te Ching» and Wang Pis Commentary, transi, by Lin P. J. Ann Aroor, 1977. Лит.: Петров А. А. Ван Би. (226—249). Из истории китайской философии. М.—Л., 1936; Tang Vmg-tmg. Wang Pis New Interpretation of the I-ching and Lun-yu.—«Harvard Journal of Asiatic Studies», 1947, v. 10.

А. И. Кобзев

Просмотров: 846
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧЖОУ И»
  • «ЧЖОУ ЛИ»
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • КАТЕГОРИИ
  • Категории
  • Категории
  • Категории
  • Н.Лосский: Основные принципы и идеи философского учения
  • Основные категории науки
  • Основные категории педагогики
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основные принципы классической философии Нового времени
  • Принципы, на которых основывается психотерапевтическая эффективность
  • СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ ДОЛГ
  • СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ ДОЛГ
  • СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАТЕГОРИИ НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • Сущность, субстанция
  • ФУНКЦИЯ УСПЕХА ДЛЯ КАТЕГОРИИ ОТВЕТА
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • Человеческая сущность и общество в философии Спинозы
  • ЮЙ ЧЖОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь