ЧЖОУ ДУНЬИ

Чжоу Маошу, Чжоу Ляньси, Чжоу-цзы (учитель Чжоу) (1017, Индао, ныне в уезде Даосянь, пров. Хунань -14.7.1073, Лушань, пров. Цзянси), кит. философ, один из основоположников неоконфуцианства. Среди учеников Ч. д. были братья Чэн, а также крупный политич. деятель Ван Аньши (1019-86). В трактатах «Тайцзи ту шо» («Объяснения к диаграмме Великого предела») и «Тун шу» («Книга проникновения»), гл. комментарий к к-рым был написан Чжу Си, Ч. Д., основываясь на положениях «Ицзин и нек-рых идеях даосизма, дал космологич. и онтологич. обоснование этич. концепций. Он разработал идею закона (ли), космич. сил инь и ян  и пяти движущих начал (у син), т. е. противоположностей и первоэлементов материальной природы. Беспредельный великий предел (тайцзи), двигаясь, порождает ян - свет (к-рый Ч. Д. понимал как «движение», приводящее к «изменению»), а находясь в неподвижности - инь - тень (покой, ведущий к «соединению»). При этом ян, достигая своего предела, переходит в инь, а инь - опять в ян. Их взаимодействие производит у син (вода, огонь, дерево, металл, земля). Последние, действуя во времени, в таинств. союзе с тайцзи, инь и ян, через посредство мужского (небо) и женского (земля) начал порождают тьму вещей, непрерывно себя воспроизводящих. Венцом этого процесса является человек, обладающий пятью моральными принципами (человечность, справедливость, приличие, знание, верность) и отличающий добро от зла. Основой моральных качеств и источником всякой деятельности является искренность (честность - чэн), тождественная бездействию. В теории гос. устройства Ч. Д. центр. место отводил правителю, к-рый должен быть образцом правильного поведения: правитель с чистым сердцем, не нарушающий моральных принципов, речью, внешностью, взглядом и слухом привлекает к себе добродетельных и талантливых людей, с помощью к-рых легко управлять страной.

Просмотров: 674
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИНЬ ФУ ЦЗИН»
  • «ЧЖОУ И»
  • «ЧЖОУ ЛИ»
  • ГУАНЬ-ИНЬ
  • ГУАНЬ-ИНЬ
  • ГУАНЬ-ШИ-ИНЬ
  • И Инь
  • ИНЬ
  • ИНЬ – ЯНЬ
  • ИНЬ — ЯН
  • ИНЬ И ЯН
  • ИНЬ и ЯН
  • ИНЬ И ЯН
  • ИНЬ И ЯН
  • ИНЬ и ЯН
  • ИНЬ И ЯН
  • Инь и ян
  • Инь,
  • ИНЬ-ЯН
  • ИНЬ-ЯНЬ
  • ТАЙЦЗИ, ИЛИ “ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ”
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ЧЖОУ ДУНЬИ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • ЮЙ ЧЖОУ
  • ЯН и ИНЬ
  • ЯН и ИНЬ
  • Ян и инь
  • ЯН И ИНЬ
  • ЯН И ИНЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь