АЛЛА Абу ал-Хузайл Мухаммад ибн ал-Хузайл

ал (ок. 749/753, Басра, Ирак—ок. 840/849, Самарра там же)— арабо-муеульманский философ, крупнейший представитель мутазилитской школы калама. В 818 перебрался в Багдад, где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Мамуну (правил 813—33), при котором ряд теологических положений мутазилизма был включен в поддерживаемую государством доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50 сочинениях ал-Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В большинстве своем они носили полемический характер и отражали дискуссии, которые ал-Аллаф активно вел с другими религиями (иудаизмом, христианством, зороастризмом), с различными мусульманскими школами (хашавитами-буквалистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабритами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими единомышленниками-мутазилитами .

Мугазилитская традиция приписывает ал-Аллафу разработку «пяти принципов», общих для всех мутазилитов и служащих критерием их идентификации(в кавычках даются традиционные краткие названия этих принципов): «единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для Бога осуществлять Свои «обещание и угрозу» (что исключает какое-либо заступничество или прощение); квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех как находящегося в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской общины—безопасность жизни и имущества, наследование другим мусульманам, но не может стать халифом или имамом; в потусторонней жизни—если он не успел покаяться до своей кончины—обречен на адские муки вместе с неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для последних); «повеление добра и запрещение зла». Ал-Аллаф заложил основы мутазилитской философии. По-видимому, он был первым мутазилитом, который в противовес ан-Наззаму отстаивал финитизм (утверждение о существовании предела делимости тел, т. е. о существовании атома). Финитистский подход ал-Аллаф распространял на эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж. Ибн Сафваном) конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно некоторым источникам, ал-Аллаф придерживался прошиитской ориентации.

Лит.: ал-ГурЬби A. M Абу ал-Хузайл ал-Аллаф. Каир, 1949; Frank К. M. The Metaphysics of Created Being According to Abu-1Hudhayl al-Allaf. Istanbul, 1966.

Просмотров: 603
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ИБН БАДЖЖА Абу Бакр Мухаммад Ибн Йахиа»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина
  • Абу Юсуф Якуб ибн Исхак ибн Саббах аль-Кинди
  • Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль- Фараби ат-Турки
  • БИРУНИ, Абу Райхан Мухаммад Ибн Ахмад, ал
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ГАЗАЛИ Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммад, ал
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИБН РУШД Абу ал-Валид Мухаммад Ибн Ахмад
  • ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
  • ИБН РУШД или Ибн Рошд (1126-1198)
  • ИБН СИНА Абу Али
  • ИБН СИНА Абу Али
  • ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн ибн Абдаллах,
  • ИБН СИНА Абу Али Хусейн ибн Абдаллах
  • ИБН ТУФАЙЛ (Ибн Туфейль) Абу Бакр Мухаммад Ибн Абд ал-Малик
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер (ABUBACER)
  • ИБН ХАЗМ Абу Мухаммад Али Ибн Ахмад
  • ИБН-ХАЛЬДУН Абдаррахман Абу Зейд
  • МАВАРДИ Абу ал-Хасан Али Ибн Мухаммад
  • МАТУРИДИ Абу Мансур Мухаммад Ибн Мухаммад, ал
  • МИСКАВАЙХ (Ибн Мискавайх) Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ И ПРИНЦИПОВ
  • РАЗИ Абу Бакр Мухаммад Ибн Закарийа, ар-
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ФАРАБИ Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь