АФГАНИ Мух.аммад б. Сафдар Джамал ад-Дин, ал

(1839, Асадабад, Афганистан — 9 марта 1897, Стамбул)— мусульманский реформатор, идеолог панисламизма. Родился в семье потомков халифа Али. Традиционное образованиеполучил в Кабуле, светское—в Индии. Служил при дворе афганских эмиров. Из-за участия в междоусобной дворцовой борьбе был вынужден покинуть Афганистан и с 1869 попеременно жил в Индии, Египте, Иране, Англии, Франции, Турции.

Опираясь на один из своих излюбленных аятов Корана («Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними...»—сура 13, аят 11), ал-Афгани настаивал на необходимости коренной реформы мусульманского общества, которую он полагал должным начать с изменения умонастроений прежде всего Среди духовных наставников. Материальное процветание, по его убеждению, напрямую зависит от способности воспользоваться достижениями науки. Сравнивая ученого с пророком, ал-Афгани заявлял, что пророчество—такое же ремесло (синаа), как и медицина, философия, математика и т. д. Различия между ними в том, что пророческая истина—плод вдохновения, а научная—продукт разума. Предписания пророков меняются с изменением времени и условий, научная же истина универсальна. Он утверждал даже, что не все эпохи нуждаются в пророчестве, но «всегда требуется научное руководство, способное вывести человечество из болота обскурантизма и метаний на путь процветания и благосостояния».

Учитывая, что национализм как идеология в принципе противоречит установкам ислама, поскольку отождествляется с «асабийа» («любовью ко всему своему»), по преданию, осужденной пророком Мух.аммадом, который считал, что она препятствует формированию общины (уммы), не признающей расовых, этнических и прочих различий, а также понимая, что, объединившись, мусульманским народам будет легче противостоять империалистическому натиску, ал-Афгани выступил с панисламистской программой, в которой национальной солидарности противопоставлялась солидарность единоверцев.

Проекты альянса мусульманских стран составлялись алАфгани неоднократно. Он апеллировал то к египетскому хедиву, то к суданскому махди, то к иранскому шаху, то, наконец, к турецкому султану. Монархия не была для ал-Афгани политическим идеалом, об этом свидетельствует его деятельность, направленная на установление парламентской демократии в Египте, и признание допустимости свержения власти «несправедливого» монарха. Однако, видя первоочередную задачу в ликвидации чужеземного гнета, он отодвигал вопрос о характере политической власти на второй план. Ал-Афгани искал поддержки не только у восточных монархов, но и у правящих кругов европейских держав, пытаясь сыграть на межимпериалистических противоречиях. Однако ни те, ни другие не были заинтересованы в реализации панисламистских проектов. Ошибочность своих расчетов ал-Афгани осознал лишь незадолго до смерти, признавшись в письме иранскому другу: «Разве не лучше было бы, если бы я посеял семена своих идей в плодородных почвах народной мысли, а не в бесплодных землях королевских дворов? Все растет и расцветает на первых, и все засыхает на вторых». Ал-Афгани оказал огромное влияние на общественное сознание  мусульман в 19—20 вв. Панисламизм содействовал пробуждению народов Востока и росту их самосознания. В то же время его идеи нередко используются экстремистскими мусульманскими организациями. Соч.: Afghani J. Refutation des materialistes. P., 1942. Лит.: Степанянц M. T. Мусульманские концепции в философии и политике 19—20 вв. М., 1982; Pakdaman H. Djamal-ed-din Assad Abadi dit Afghani. P., 1969.

M. T. Степанянц

Просмотров: 1064
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • АФГАНИСТАН
  • ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  • Взаимоотношения в группе своих
  • Влияние власти и закона
  • ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или двойная истина)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ
  • Защита своих прав
  • Знание того, чего узнать нельзя
  • ИДЕОЛОГИЯ НАУЧНАЯ
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТИНА НАУЧНАЯ
  • Искажение результатов своих действий
  • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • НАУЧНАЯ ИСТИНА
  • РАБОТАЮЩИЙ ВЫШЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • РАБОТАЮЩИЙ НИЖЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  • Работающий выше своих возможностей
  • Рассказывать о своих болезнях
  • Рождение философии в Индии, Китае и Исламе
  • СКАРАБЕЙ В Египте
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Типы философствования в философской традиции Индии, Китая и Ислама
  • Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского
  • ФИЛОСОФИЯ В ИНДИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА В Индии
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь