АДИАФОРА

(греч.—отрицательная частица и «различаю», лат. indifTerentia, media, interjecta) —термин античной этики, означающий «морально-безразличное», то, что не имеет непосредственного отношения к моральному благу или злу. Разделение сущего на благо, зло и то, что «между ними» («ни то ни другое»), восходящее к Платону (Gorg. 467 с; Diog. L. III 102), формировалось параллельно в академической (Ксенократ—Sext. Adv. Math. XI 3—4) и кинической (Diog. L. VI 105) традициях; к концу 4 в. до н. э. оно стало нормой. В этике Ранней Стой понятие адиафоры приобрело особое значение и стало техническим термином, обозначающим «природные», но «не зависящие от нас», «внешние» вещи, не являющиеся объектом морального выбора (конечной целью). В свою очередь адиафора делится (по принципу соответствия «природе») на «предпочитаемое» (здоровье, сила, богатство и т. п.), «непредпочитаемое» (отсутствие первого) и «безразличное» в узком смысле (не вызывающее ни стремления, ни отталкивания: две одинаковые монеты и т. п.) (Diog. L. VII 102 ел.; Sext. Adv. Math. XI 59 ел.). Членение «безразличного» свидетельствовало о недостаточно строгом формализме этической теории и вызвало негативную реакцию уже среди ранних стоиков: Аристон Хиосский считал «безразличное» абсолютно безразличным и вообще не принимал его во внимание (Diog. L. VII 160). Для Средней и Поздней Стой характерен иной путь: введение «предпочитаемого» как разновидности блага в сферу целеполагания. Понятие адиафоры использовалось немецкими протестантами в учении о «средних вещах». Строгий этический формализм (Кант) не признает за адиафорой функционального значения.

Лит.: Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995; Kieth О. Grundbegriffe der Stoischen Ethik. В., 1933; ReesorM. E. The «Indifferents» in the Old and Middle Stoa.—«Transactions and Proceedings of the American Philological Association», 1951, p. 102-110.

А. А. Столяров

Просмотров: 848
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АДИАФОРА
  • АДИАФОРА
  • АРИСТОН Хиосский
  • БЫТИЕ В УЗКОМ СМЫСЛЕ
  • Дискуссия между либералами и коммунитаристами в социальной философии и этике
  • Когнитивного соответствия теории
  • Логическая (смысловая) структура вещи. Понятие субстанции
  • НИХОНДЗИН РОН (япон. - теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. - теории японской культуры)
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • ПОНЯТИЕ
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие
  • Понятие
  • Психология труда в узком смысле
  • СТОЙ КАРЛ ФОЛЬКМАР (1815-1885)
  • СТОЙ Карл Фолькмар
  • Теории когнитивного баланса (соответствия)
  • Теории когнитивного баланса (соответствия)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь