«ТОПИКА»

—логический трактат Аристотеля, входящий в состав «Органона». Состоит из 9 книг, последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат «О софистических опровержениях» ( ). «Топика» часто цитируется Аристотелем под ее современным названием, а также как «Методика», «Диалектика» и «Сочинение по диалектике» (напр., An. Pr. I, 30,4ба30). Большинством исследователей «Топика» признается одним из ранних сочинений Аристотеля. Составлена из отдельных разновременных статей; отдельные части текста не поддаются датировке. Самые ранние наброски находятся в кн. 2, особенно в кн. III—IV. Заключительные слова кн. VII (гл.5, 155а37) создают впечатление общего подведения итогов первой редакции. Затем были написаны VII, 1 и закончена кн. К. «Топика» представляет собой учебник, излагающий технику ведения диалектического спора. Практика проведения таких споров-дискуссий была очень распространена, но ее систематического описания не было (см. Top. DC, 34, 183а37— 184b9). Трактат получил свое название от т. н. общих мест ( ) — специфических оснований, или фигур, которыми, по Аристотелю, пользуются участники дискуссии. В наиболее ранней части текста (IV, l, 121bl l) вместо Аристотель употребляет старое название «элемент» () диалектического вывода; в «Риторике» (Rhet. II, 26,1403а17) он говорит, что оба слова означают одно и то же. Т. о., топос — элемент диалектического, т. е. разговорного, силлогизма. Теория диалектического силлогизма, изложенная в «Топике», представляет собой самостоятельную логическую дисциплину, параллельную теории аналитического силлогизма, изложенной в «Первой Аналитике». В отличие от аналитического силлогизма диалектический силлогизм исходит не из «научных», т. е. достоверных, посылок, а из установленных, допущенных () собеседниками, которые большинству людей или наиболее мудрым из них представляются вероятными. Цель диалектического вывода, и шире, диалектического спора — не выяснение истины, а победа над противником. Подобные дискуссии имели значение гл. о. как тренировка в логической аргументации.

Классификация топосов служит основой для членения «Топики» на три книги. В кн. II—III рассматриваются топосы из логических свойств случайного (привходящего) признака ( accidens).— В кн. ГУ— топосы из логических свойств рода ( genus).— В кн. V — из свойств собственного признака ( proprium), в VI и VII кн. описываются требования, которым должна удовлетворять правильно построенная дефиниция ( definitio). Привходящий и собственный признаки, род и определение у позднеантичных комментаторов получили название предикабилий (praedicaЬШа), т. е. видов предикатов. Кн. VIII содержит практические советы по постановке и порядку задавания вопросов, а также излагает права и обязанности отвечающих; кн. I, содержащая предварительные замечания и важные терминологические разъяснения, написана как методическое введение ко всему труду.

Кн. IX, позднеантичное название которой («О софистических опровержениях») основывается на начальных словах книги (1б4а20) и заключительном выводе в конце гл. 11 (172b5— 8), посвящена описанию софистических уловок, употребляемых в процессе диалектического спора. О софистическом способе ведения спора, получившем название «эленктического» (от опровержение), мы можем получить представление также из ранних диалогов Платона (напр., «Евтидема»), Гл. 1—2 содержат описание ложных (неправильных) силлогизмов; гл. 19—23 описывают логические ошибки,  основанные на языковой двусмысленности; гл. 25—30 — ошибки, имеющие внеязыковые причины. Сохранились комментарии на «Топику» Александра Афродисийского (CAG 11.2) и на «О софистических опровержениях» — Михаила Эфесского (CAG 11.3) и Анонима (CAG 4).

Рус. перевод М. И. Иткина (Аристотель, Собр. соч., т. 2. M., 1978). Изд. греч. текста: W. D. Ross (1958); J. Brunschwig (кн. I-IV) е франц. переводом и денной вступит, статьей (Р., 1957); A. Zadro с итал. переводом и комментариями (Napoli, 1974). Англ. перевод с комментариями: R. Smith (Oxf., 1963), Р. Slomkowski (Leiden, 1997). Лит.: PrimavesiO. Die aristotelische Topik. Munch., 1996; BerigerA. Die aristotelische Dialektik. Cambr., 1977; EvansJ. D. G. Aristotles Concept f Dialectics. Cambr., 1977; Pater W. A. de. Les Topiques dAristote et la dialectique platonicienne. Fribourg, 1965; Weil E. La place de la logique dans la pensee aristotelicienne.— «Revue de metaphysique et de morale» 1951, 56, p. 283—315; HambruchE. Logische Regeln der platonischen Schule in der aristotelischen Topik. B., 1904.

E. Г. Парфенова

Просмотров: 577
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • АКСИОМА СИЛЛОГИЗМА
  • Воздержание от спора со старшими
  • ЗАГОЛОВОК (ЗАГЛАВИЕ, НАЗВАНИЕ)
  • Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза)
  • Критика диалектического разума
  • КРИТИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  • МОДУС ПРОСТОГО СИЛЛОГИЗМА
  • НАЗВАНИЕ
  • НАЗВАНИЕ ГРУППЫ
  • Название, имя, род, видимость, предлог
  • НИХОНДЗИН РОН (япон. - теории о японцах), другое название НИХОН БУНКА РОН (япон. - теории японской культуры)
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или Определение через род и видовое отличие
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Первой фигуры простого категорического силлогизма правила
  • Перевод как речевой акт
  • Практика, как критерий истины
  • Прием ведения спора
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ОБЩЕГО И ОСОБЕННОГО
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • СИЛЛОГИЗМ УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (СМ. ТАКЖЕ ДИЛЕММА)
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СПОРА
  • ТЕРМИНЫ СИЛЛОГИЗМА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • ТОПИКА
  • ТОПИКА
  • ТОПИКА
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь