ТОПИКА

– понятие, использованное З. Фрейдом для описания местоположения систем и элементов психического аппарата, а также процессов, протекающих в человеческой психике.

   Представление о топике содержалось в работе Й. Брейера и З. Фрейда «Исследования истерии» (1895), в той ее части, где основатель психоанализа размышлял о своеобразии расположения различных слоев патогенного психического материала, о «тройном наслоении» психических переживаний. По его мнению, в психике имеется ядро воспоминаний о патогенных переживаниях. Вокруг этого ядра в тройном расположении находится значительное количество другого материала воспоминаний, включая: линейно-хронологическое расположение, встречающееся внутри каждой темы; концентрическое наслоение тем; расположение по содержанию мыслей, связь между которыми через достигающую ядро логическую нить может соответствовать многократно изгибающемуся пути, что отражает динамику размещения психического материала. «Вся пространственно растянувшаяся масса патогенного материала протягивается, таким образом, через узкую щель, и так достигает сознания, как бы разложенная на куски и ленты». Задача аналитика состоит в том, чтобы из всего этого вновь составить предполагаемую психическую организацию.

   В работе «Толкование сновидений» (1900) З. Фрейд высказал предположение о психическом аппарате как состоящем из частей, инстанций или систем, находящихся в «постоянном пространственном соотношении друг с другом». Рассмотрение движущих сил сновидений сопровождалось выделением трех систем – систем сознания, предсознательного и бессознательного. Каждая система отделена от другой цензурой, функциональная деятельность которой заключается в том, чтобы осуществлять контроль над протеканием психических процессов. В пространственном отношении бессознательный процесс стремится к переходу в сферу предсознательного, чтобы затем проникнуть в сознание. Но сознательные и предсознательные мысли могут быть вытеснены в сферу бессознательного, что дает возможность говорить о своеобразной борьбе за определенную территорию в психике. Вместе с тем, как считал З. Фрейд, более правильно было бы считать, что какое-то психическое образование претерпевает изменение, происходит отток энергии, в результате чего это образование попадает под власть определенной инстанции или освобождается от нее. «Здесь мы заменяем топический круг представлений динамическим; не психическое образование кажется нам подвижным, а его иннервация».

   Первая теория психического аппарата основывалась у З. Фрейда на топике, то есть пространственном расположении систем сознания, предсознательного и бессознательного. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) пространственное представление об этих системах в упрощенной форме выглядело следующим образом: система бессознательного – это большая передняя комната, в которой находятся душевные движения; к передней примыкает другая комната вроде гостиной, в которой пребывает и сознание; на пороге между обеими комнатами стоит на посту страж, который подвергает цензуре каждое душевное движение и не пускает его в гостиную, когда оно не нравится ему; если душевные движения добираются до порога и страж отгоняет их, то они не могут проникнуть в сознание и являются вытесненными; те душевные движения, которые страж пропускает через порог, не обязательно становятся сознательными; таковыми они становятся только тогда, когда им удается привлечь к себе внимание сознания; эту вторую комнату можно назвать системой предсознательного. Психоаналитическое понимание причин образования невротических симптомов основывалось на данных представлениях З. Фрейда о пространственном расположении трех систем психического аппарата, дополненных динамическим подходом к раскрытию психических процессов и экономической точкой зрения, учитывающей количественный фактор психической энергии.

   В 20-е гг. З. Фрейд выдвинул вторую теорию психического аппарата, свидетельствующую о его новых представлениях о топике. Она основывалась на структурном рассмотрении психического аппарата и выделении в его структуре таких составляющих, как Оно, Я и Сверх-Я, что нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Я и Оно» (1923). Оно олицетворяет страсти человека, его бессознательные влечения и желания. Я – репрезентирует рассудок, разум человека. Сверх-Я – представляет собой такое структурное образование, которое уходит своими корнями в Оно, содержит родительские образы и идеалы, включает в себя совесть и бессознательное чувство вины. По сравнению с первой, вторая теория психического аппарата, вторая топика способствовала более глубокому пониманию возможных внутрипсихических конфликтов, которые могут возникать не только между вытесненным бессознательным и сознанием, но между Я, укорами карающей совести и идеальными представлениями, что становится причиной возникновения ряда психических заболеваний.

   Вторая топика З. Фрейда не отменяла и не заменяла собой его первую топику. Напротив, она служила необходимым дополнением к первой теории психического аппарата, дающим представление о том, что многое в самом Я бессознательно и что помимо вытесненного бессознательного у человека может быть чрезвычайно действенным бессознательное чувство вины, на основе которого происходит бегство в болезнь. Не случайно в таких работах, как «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933) и «Очерк психоанализа» (1940), З. Фрейд предпринимал усилия с целью совмещения более ранних и поздних представлений о топике и функционировании психического аппарата.

   Так, в «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» он вновь рассмотрел три термина (сознательный, предсознательный и бессознательный), которые достаточны для описания психических феноменов, но в то же время показал, что психоаналитическая работа требует употребления слова «бессознательный» еще в одном (наряду с описательным и динамическим, включающим в себя различение предсознательного и вытесненного бессознательного) третьем смысле, имеющем непосредственное отношение к Сверх-Я. Это Сверх-Я не просто персонифицирует абстракцию наподобие совести, но описывает действительно структурное соотношение между бессознательными процессами, связанными с Я-идеалом, самонаблюдением, чувством вины.

   В работе «Очерк психоанализа» З. Фрейд в обобщенном виде рассмотрел теорию «о трех свойствах психического» (первая топика) и взаимосвязь между психическими свойствами и областями или сферами психического аппарата (вторая топика). В частности, он показал, что охватывающая все мысленные процессы внутренняя часть Я имеет свойство предсознательного. В то же время «значительные части Я, и в особенности Сврх-Я, предсознательную характеристику которых отрицать нельзя, тем не менее остаются большей частью бессознательными в феноменологическом смысле». Разделение психического аппарата на Я и Оно, идущее параллельно с разделением свойств предсознательного и бессознательного, привело З. Фрейда к признанию того, что это разделение является лишь признаком их отличия, а не их сущностью. В конечном счете речь шла о приближении к скрытой тайне психического, над разгадкой которой бились в то время многие ученые. Психоанализ, как полагал З. Фрейд, внес свою лепту в научное познание психического открытием того факта, что процессы в бессознательном подчиняются законам, отличным от законов, действующих в предсознательном Я.

  

Просмотров: 1072
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F62.1 Стойкое изменение личности после психического заболевания
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Амплификация психического развития
  • Асинхронии психического развития
  • Бред воздействия психического
  • Бригады психического здоровья
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Диссоциация психического Я
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • Задержка психического развития
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Задержка психического развития
  • КАРСТЕН МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ПРЕСЫЩЕНИЯ
  • Нарушения психического здоровья
  • Основы функции психики. Особенности психического отражения
  • Периодизация психического развития
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Программы психического здоровья
  • Программы психического здоровья
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Психического статуса исследование
  • ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА, ИССЛЕДОВАНИЕ
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • СИМУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
  • Этапы психического созревания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь