«ФЕДР»

— диалог Платона, первая редакция возникла, вероятно, в конце 380-х гг до н э , поздняя редакция может относиться к 350-м гг, следует предположить также редакцию составленную перед 2-й сицилийской поездкой ок 369—367 Время действия «Федра» — 418—416 Действующие лица Сократ и Федр — восторженный поклонник красноречия и философии (ср «Протагор», «Пир») Помимо вступления (227а—230е), где описано место действия — платан на берегу речки Илис в пригороде Афин, в диалоге 4 части 1) Федр зачитывает речь Лисил (230е—234с) о том, что невлюбленный поклонник предпочтительнее влюбленного, в которой пародирует некоторые положения Ашписфена из Афин, 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит свою 1-ю речь (в которой можно усмотреть некоторые намеки на Исократа) (237b—241d), 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ произносит свою 2-ю речь (24Че—257Ь) которая преимущественно и подвергалась расширению и редактированию — в дошедшем до нас варианте Со1фаг, восхвалив «божественное безумие», определяет душу как самодвижное и потому бессмертное начало уподобив разумное начало души () возничему, управляющему крылатой парной упряжкой (аффектами), в которой один конь благороден (), а другой — его противоположность (), Сократ рассказывает о жизни богов, занебесной области — сфере истинного бытия и о человеческих душах, которые в меру подобия божеству достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание, падают на землю или даже попадают под землю, видевший истинную красоту узнает ее отблеск в человеческой красоте и тогда, испытывая состояние влюбленности, вспоминает зрелище неземной красоты, и его душа окрыляется, 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников к проблеме риторики (257Ь—279с) для хорошей речи необходимо знание того, о чем идет речь, а также знание подобия и неподобия, рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой идее и разделение всего на виды — диалектика, в отличие от существующей риторики истинная риторика должна покоиться на совершенном знании человеческой души, при этом совершенная речь в принципе не нуждается в записи, мудрый предпочтет сеять речи в душах людей, способных дать им истинное бессмертие Несмотря на многоплановость «Федра», его отличает композиционное единство речь Лисия — пример речи, не основанной на знании, 1-я речь Сократа — пример речи, основанной на сознательном введении в заблуждение (на знании неподобия), 2-я речь Сократа основана на знании, в ней используется диалектический метод, рассуждение о риторике ставит общую проблему метода, позволяющего фиксировать и передавать истинное знание

Уже античные толкователи по-разному определяли тему «Федра» любовь, риторика, душевное начало, душа, благо, первичная красота, разнообразие красоты (сводка этих мнений в комментарии неоплатоника Гермия, 5 в ) Общая проблема всех частей «Федра» — субъект истинного знания (душа), его объект (иерархия красоты, восходящая к истинному бытию) и средство их объединения (любовь)

Рус пер. И Сидоровского(1780),В Н Карпова (1863), Н Мурашова (1904), С А Жебелева (1922), А Н Егунова (1965)

Изд.: Федр, пер А Н Егунова, вступ ст и комм Ю А Шичалина (греч и рус текст) M , 1989, Robin L Phedre, introd , texte et trad fran P, 1933, Platos Phaedrus, transi with introd and comm by R Hackforth Cambr, 1952, Phedre, texte et trad par С Moreschmi et P Vicaire, pref De J Brunschwig, introd et notes par G Samama P, 1998 (Les Belles Lettres), Fedro, a cura di G Reale, testo cntico di John Burnet Milano, 1999 (библ )

Лит : Hermiae Alexandrini in Platoms Phaedrum Scholia, ed P Couvreur P, 1901, De VnesG J A commentary on the Phaedrus of Plat Amst , 1969, Thompson W H The Phaedrus of Plato N Y, 1973, GnswoldC Self Knowledge in Platos «Phaedrus» New Haven, 1985, Ferrari G R F Listening to the Cicadas A Study of Platos «Phaedrus» Cambr, 1987, Understanding the «Phaedrus» Proceedings of the II Symposium Platonicum, ed by L Rossetti Sankt Augustin, 1992 (сборник из 41 статьи о «Федре»)

Ю А Шичалин

Просмотров: 534
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • Деланная речь (наигранность речи)
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РЕЧЬ
  • РИНОЛАЛИЯ (от греч. RHINOS - нос и LALIA - речь)
  • Речь
  • Речь
  • Речь
  • Речь
  • Речь
  • Речь
  • Речь
  • Речь
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • Речь: готовность (готовность к речи)
  • ФЕДР из Афин
  • речь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь