РЕЧЬ

речевая деятельность, общение, опосредство­ванное языком; один из видов коммуникативной дея­тельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельно­сти и как одна из форм проявления возникающего соз­нания. В науч. лит-ре существуют противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством эмоционального выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функ­ции - выражения и коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. - только средство воздействия. К. Бюлер выделяет функции выражения, обращения и сооб­щения. Сов. психологи указывают на две осн. функции языка (Р.): функцию средства, орудия общения (ком­муникации) и функцию средства обобщения, орудия мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р. как психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельно­сти (наряду с трудовой, познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции, включён­ные в перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими категориями, как мышление, память и т. п. Р. - одна из высших психич. функций человека. В психофизиологич. организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и осознаваемые (осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже звуковая сторо­на Р.): характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений говорящего, социальной ситуации и др. факторов.

Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную направленность, т. е. ориентирована на понимание др. людьми с целью воз­действия на их сознание и деятельность, а также на со­циальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущ­ности общение человека с самим собой для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентирован­ность внутр. Р. на познават. задачи ведёт к использова­нию в ней разного рода вспомогат. средств (образы, схе­мы и т. д.) и возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые описанных Л. С. Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. проговаривания (Р. «про себя», беззвучная Р.) и внутр. программирования (создание плана будущего высказыва­ния или цепочки высказывании). Внутр. Р. генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает возможным (как в филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р. («внеш.» Р.) разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является диалогич. Р.

Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может вы­полнять в то же время различные дополнит. функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва), магическую («воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование), диакритическую (Р., непосредственно включённая в ре­чевую ситуацию и используемая лишь для её уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.

Просмотров: 1003
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • Группа как субъект общения
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание как деятельность
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как лечебный фактор
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Общение как процесс
  • Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Психиатрические симптомы как факторы, нарушающие общение
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Танец как невербальное общение
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь