Управленческое общение: функции

Являясь инструментом реализации множества функций (Ф.) управления, управленческое общение (У. о.) само выполняет ряд только ему свойственных Ф., к-рые отличают его от др. форм и видов профессионального взаимодействия. Интегративная Ф. проявляется в объединении коллектива организации. В процессе взаимодействия на разных уровнях управления в системах «руководитель - исполнитель» и «руководитель - руководитель» осуществляются интеграционные процессы, сущность к-рых состоит в формировании особых субъектных образований - совокупных субъектов профессиональной деятельности разл. видов, в т. ч. управленческой. Инструментальная Ф. выполняется У. о. как инструментом управленческого воздействия на объект управления. У. о. является социально-психол. механизмом приема-передачи деловой, управленческой информации, необходимой для разработки, принятия и реализации управленческих решений, а также средством и способом осуществления управленческой деятельности субъектами управления. Инструментальная функция У. о. направлена также на организацию исполнительских действий подчиненных, включенных в процесс совмест. с руководителями деятельности по реализации принятых управленческих решений. Ф. организации совмест. деятельности рабочих групп, отдельных подразделений, организации в целом выполняется У. о. с применением его разл. форм. Наиболее эффективная реализация данной Ф. обеспечивается использованием таких форм управленческого взаимодействия, к-рые направлены на формирование отношений продуктивного сотрудничества в системе «руководитель-подчиненный». К ним относятся кооперация, партнерство, «помогающее поведение». Специфика использования данных форм У. о. зависит от ряда факторов, среди к-рых наиболее значимым является индивидуальный стиль управленческой деятельности. Коммуникационная Ф. состоит в передаче информации, регламентирующей все стороны личностно значимых отношений субъектов управленческого взаимодействия. Эта информация, в отличие от той, к-рая передается при реализации инструментальной Ф., раскрывает характер межличностных отношений, особенности межличностного оценивания, установки межличностного восприятия, ценностные предпочтения и личностные позиции субъектов взаимодействия в системе деловых отношений, доминирующие мотивы деятельности и т. п. Иными словами, информация, позволяющая реализовать коммуникационную Ф., раскрывает личностную компоненту управленческого взаимодействия. Поэтому при анализе данной Ф. особый интерес представляет выявление влияния личностных особенностей руководителей и подчиненных на характер протекания взаимодействия между ними. Трансляционная Ф. выражается в трансляции, передаче, основанной на обучении, конкретных способов и приемов деятельности. По своей сути эта Ф. управленческого взаимодействия является методической. Ее реализация связана с решением стоящих перед любым руководителем задач по обучению и развитию исполнительского персонала и подчиненных ему управленческих кадров более низкого ранга. Регламентационная Ф. У. о. состоит в использовании приемов социального контроля над организационным поведением и деятельностью как управленческого, так и исполнительского персонала. Особенность реализации данной Ф. состоит в том, что разл. способы регламентации поведения и деятельности в системе управленческих отношений могут быть использованы и действительно используются не только руководителями, но и их подчиненными. Регламенты управленческой деятельности, являясь разновидностью регламентов труда, упорядочивают процессы руководства и управления, структурируют управленческое взаимодействие, повышают предсказуемость его результатов. В этом проявляется позитивная сторона регламентационной Ф. В то же время Ф. социального контроля, свойственная процессам У. о., может приобретать характер псевдорегламентации. Так, на псевдорегламентах, как правило, основаны манипулятивные стратегии управленческого взаимодействия, разрушающие его партнерскую сущность. Ф. профессиональной, в т. ч. управленческой социализации, состоит в формировании навыков делового взаимодействия, принятых в конкретных профессиональных сообществах, а также в среде управленческих кадров, принадлежащих к опр. профессиональным сферам. Реализация данной Ф. осуществляется во взаимосвязи с Ф. социального контроля. Регламенты профессионального, в т. ч. управленческого взаимодействия, задают направление процессам профессиональной специальной и управленческой социализации. Посредством этого механизма осуществляется социальный контроль качества и направленности профессиональной социализации управленческих кадров. С др. стор., У. о., реализующее данную Ф., обеспечивает профессиональную социализацию исполнительского персонала в самых разл. сферах профессиональной деятельности. Лит.: Цуканова Е. В. Управленческое взаимодействие в системе кадровой работы // Акмеолог кадровой работы. Учебное пособие. М., 2007. Е. В. Цуканова

Просмотров: 1534
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Взаимодействия теория восприятия
  • Вид профессиональной деятельности
  • ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Область профессиональной деятельности
  • Объект профессиональной деятельности
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Профессиограмма управленческой деятельности
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СМЫСЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Стили профессиональной деятельности
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  • взаимодействия Стратегии
  • индивидуальный стиль профессиональной деятельности
  • информационная основа профессиональной деятельности
  • психологический анализ профессиональной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь