СУЩЕСТВОВАНИЕ [экзистенция]

(от лат. ех — снаружи, и sistere — ставить): факт появления и проявления себя вовне. Сказать о вещи, что она существует, — значит просто сказать, что она есть, утвердить ее реальность. Сказать же, чем она является, —- это значит назвать ее сущность. Вопрос существования был сформулирован Лейбницем («Принципы природы и благодати», 1714) так: «Почему скорее существует нечто, чем ничто?». Высказывание о вещи, что она есть, не даст нам ничего для понимания этой вещи; и наоборот, когда я определяю сущность треугольника как трехсторонний многоугольник, то тот факт, что он будет нарисован куском мела или вычерчен на песке, или даже вообще стерт, ничего не изменит в его определении. Тот факт, что он существует или не. существует, — это акциденция, которая не затрагивает его сущность. Но дать определение треугольника — значит определить все возможные треугольники и ни один из них не реализовать. Различие между сущностью и существованием — это различие, отделяющее возможное от реального. Существование не доказывается, оно испытыва-ется. Мысль заходит в тупик, пытаясь обосновать его необходимость. «Экзистенциальная» философия (термин создан Хайдеггером в 1927 г.) делает существование, т.е. случайный факт бытия, центральной темой своей рефлексии. Случайным будет все, что может либо быть либо не быть. Сказать, что все, что существует, — случайно, значит сказать, что все, что существует, могло бы и не быть, по крайней мере, могло не быть до сих пор и может перестать быть в дальнейшем: это ставит темпоралъность и конечность (смерть) в центр размышлений о человеке и мире (это тема «Бытия и времени», 1927). Этимологически существовать (ex-sistere) -—значит выходить из себя: когда дух проецирует себя на прошлое, он наталкивается на случайность рождения (на «фактичность», или факт бытия-здесь, совершенно произвольный и необъяснимый); когда же он проецирует себя на будущее, он наталкивается на неизбежность смерти. От этого двойного столкновения рождается, по Хайдеггеру, сознание истинного существования, нашей абсолютной конечности. Сартр дает более гуманистическое толкование понятия экзистенции: экзистенция не является ни реализацией божественного проекта, ни устремленностью к спасению, ожидающему нас после жизни, но исключительно самореализацией свободы. Существовать — значит «проецировать» себя вовне, делать проекты, беспрестанно вырываться из своего состояния в новое действие. Представляя собой темпоральность, человек может соотносить себя с тем, чем он не является, так же как и с тем, чем он уже не является (прошлое) или еще не является (будущее). Он существо, через которое небытие проникает в мир: человек трансцен-дирует, т.е. беспрестанно превышает простую данность, чтобы за пределами самого себя устремиться к тому, чем он еще не является. Существовать — означает в конечном счете вступать во что-то, и для человека это вступление определяет «его точку зрения на мир» (Мерло-Понти, «Смысл и бессмыслица», 1965). Следует заметить, что Гегель в «Феноменологии духа» (1806) уже разграничил два понятия: существование и жизнь: существование — это «сознание жизни», т.е. жизнь сознание смерти. Жизнь — это органическая жизнь; и только существование — характерное свойство человека.

Просмотров: 995
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • “ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «Аффекты на себя»
  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • «ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • ЗНАНИЕ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • МАНИЯ САМОГО СЕБЯ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Направленный на себя
  • Напускать на себя
  • ОТДАВАНИЕ СЕБЯ
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • Образ себя
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • Познай самого себя
  • Принуждение себя
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ, экзистенция
  • Уничижение себя
  • Уход от себя
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь