СОЦИОЛОГИЯ

наука, изучающая человеческие отношения в социальных группах и отношения между группами. Социология не только описывает и изучает общество и различные его виды, она опирается на тот факт, что в группе человек уже не тот, чем когда он один, это уже совсем другая личность. Отсюда — феномены коллективного энтузиазма или групповой истерии (сцены линчевания на Юге США). Существует общественное сознание,  возвышающееся над индивидуальным сознанием и проявляющееся в нас в виде осознания общественных обязанностей:-так, например, для Джеймса психологическое проявление общественного сознания — это необходимость каждое утро вставать и идти на работу («The Principle of Psychology», 1890). Человеческая группа несводима к математической сумме составляющих -ее людей; ее существование и функционирование — плод сложных взаимодействий, выявление которых — одна из главных задач социологии. Социология Как один из способов осмысления общества глубоко укоренена в философской традиции. Среди ее предшественников прежде всего стоит отметить: Платона, Аристотеля, Святого Августина, Святого Фому, Ибн-Хальдуна и, позднее, Макиавелли, Гоббса, Локка, Боссюэ, Руссо, Кондорсе, Монтескье. Политические или философские писатели, теологи или придворные советники — все они размышляли о природе и судьбах общества, что оно собой представляет и чем должно быть, о механизмах его преобразования или его сохранности. Термин «социология» и социологию как науку создал в 1836 г. Конт. Он определял ее как «позитивное изучение комплекса основополагающих законов, присущих социальным феноменам». Конт хотел основать науку комплексного изучения социальной реальности. Ту же задачу преследовал Маркс (1818-1883), который позднее показал первостепенную роль экономического базиса, являющегося ключом для объяснения идеологических надстроек. Считая классовую борьбу движущей силой общественной эволюции, он выдвигает постулат, что «социальное целое не совпадает с суммой составляющих его частей». Но основоположником действительно научного изучения различных социальных фактов стал Дюркгепм (1858-1917). Его «Правила социологического метода» (1894) выдвигают два базовых принципа; «первое и самое главное правило — рассматривать социальные факты как вещи...», то есть независимо от наблюдателя и исключая антропоцентрическую точку зрения. Второе правило; вытекающее из первого, — «рассматривать социальные феномены сами по себе, вне связи с воспринимающими их сознательными субъектами». Так, например, «никогда не стоит переоценивать условный характер той или иной практики или института». Его очерк о самоубийстве («Самоубийство», 1897) является ярким примером научных устремлений Дюркгейма в социологии. Здесь даже чаще, чем в другой своей работе — «О разделении общественного труда» (1893) социолог применяет понятие закона к исследованию социальных фактов. Он пытается объяснить, опираясь при этом на статистику, колебания в численности самоубийств, их временных и пространственных характеристик, и их зависимость от определенного числа факторов, колебания которых он также определяет. Вокруг Дюркгейма сформировалась целая школа исследователей. Первенство здесь принадлежит французской школе, влияние которой связано с деятельностью журнала «ЛАнне Социоложик», образованного в 1898 г. при участии Мосса (1872-1950) (его основная работа — «Эссе о даре, форме и причинах обмена в архаических обществах», 1925). В Германии Георг Зиммель («Фундаментальные вопросы социологии», 1917), Леопольд фон Визе («Система общей социологии», 1932) и Макс Вебер («Экономика и общество», 1922) ориентировали социологию на изучение идеальных типов общественного поведения, чтобы вывести из этого типологию обществ. Сегодня социология, модернизированная введением социологических опросов и математических моделей, используя одновременно общегуманитарное понимание и аналитическое объяснение, пытается выявить различные виды взаимодействий, управляющие сохранностью или изменчивостью обществ. Постоянное стремление к эмпирическому наблюдению породило разделение на многообразное множество секторов социологического исследования, в зависимости от того, идет ли речь об изучении частных групп экономического плана (социология труда или обмена), социального (социология города или сельского мира), религиозного, морального, а также в зависимости от того, идет ли речь об искусстве, языке, образовании, этнологии и т.д. Исследование социальных фактов различается на: 1)статистический, или институциональный анализ.— описание структур общества или группы в зависимости от их законов. Это своего рода анатомия общества; она получила название «культурной антропологии»; 2) функциональный, или динамический анализ — своеобразную психологию общества, изучающую способ функционирования и восприятия законов. Например, хотя статистика и показывает, что процент католиков во Франции и в Бразилии один и тот же, тем не менее очевидно, что восприятие католицизма в двух этих странах неодинаково; так, в Бразилии, в отличие от Франции, религиозность накладывает глубокий отпечаток на нравы и обычаи населения (поведение и социально обусловленные привычки). Выявление подобных различий и составляет задачу социологии. Социологические исследования могут преследовать и коммерческие задачи (изучение спроса на товары и мотиваций клиентуры), и политические (опрос общественного мнения,  изучение степени известности той или иной личности и производимого ею впечатления); но если говорить о социологии как о научном подходе, то главной задачей здесь будет понимание образа жизни общества, в той мере, в какой социальная группа  представляет одновременно и религиозную установку, и форму экономики, общую концепцию искусства, человеческих взаимоотношений и т.д. Дилътей во «Введении в науки о духе»  (1883) говорит об общем чувстве или интуиции мира, Лев-Стросс — о восприятии «общей социальной структуры», не совпадающей с эмпирической реальностью общественных отношений («Понятие структуры в социологии», 1958). Именно человеческое понимание обеспечивает стыковку теории и эмпирических исследований и позволяет воссоздать единство человеческой позиции («типа» общественной жизни), скрывающееся за многообразием ее проявлений (форм поведе-ния). Хотя социология и является единой наукой по своему объекту или главной задаче — понять человека, живущего в обществе, в действительности она распадается на разнообразное множество частных исследований. Это происходит потому, что побудительные мотивы человеческих действий бесконечно сложны, причем здесь могут наличествовать несколько мотивов одновременно, виды социального творчества — бесконечно разнообразны, что наблюдение за человеком или группой могут их изменить или вызвать обратную реакцию и что, наконец, единым комплексом наше общество бывает лишь в редкие моменты мобилизации и сплоченности вокруг идеала.

Просмотров: 584
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Дидье Жюлиа. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ В СОЦИОЛОГИИ
  • Второе рождение социологии
  • ГРУППА ОБЩЕСТВЕННАЯ в социологии
  • ЗАКОНЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИЗУЧЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • О.Конт как создатель социологии
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • СОЦИОЛОГИЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ) МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ВЫБОРОВ (ЭЛЕКТРОРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ)
  • СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ (СОЦИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ)
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (СОЦИОЛОГИЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ)
  • СОЦИОЛОГИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (СОЦИОЛОГИЯ АГРАРНАЯ)
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИКИ)
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ОЧЕРКИ ТЕОРИИ
  • Социология общественного мнения
  • Социология религии Э.Дюркгейма
  • Социология социальной сферы
  • Социология труда
  • ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ
  • Формальная социология в Германии (социология Зиммеля)
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ или СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь