|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
КОНКУРЕНЦИЯ(COMPETITION) Конкурентная ситуация — это ситуация, при которой индивиды с различными или противоположными интересами стремятся к максимальному увеличению своих преимуществ или вознаграждений. Согласно экономической теории, конкуренция среди покупателей или продавцов различных товаров на рынке ведет к снижению цен, уравниванию прибыли различных предприятий и способствует повышению эффективности производства. Благотворное влияние конкуренции подчеркивалось и некоторыми ранними социальными теориями. Приверженцы утилитаризма заявляли о том, конкуренция имеет полезные социальные последствия, являясь наиболее надежным механизмом производства общественного богатства. Сторонники социального дарвинизма проводили параллель между борьбой за выживание в природе и конкуренцией между людьми в обществе: и в том, и в другом случае процессы естественного отбора обеспечивают выживание наиболее приспособленных и улучшают качество вида. Различного рода институциональные попытки защитить слабых, неумных, занимающих низшее социальное положение — например, государственное вмешательство с целью облегчения положения городской бедноты — считались препятствующими естественному отбору. Это специфическое направление в социологической теории тесно связано с именем Г. Спенсера. Популярные версии спенсеровского эволюционизма оставляли без внимания то его положение, согласно которому конкуренция была основной чертой примитивного общества, тогда как ведущим принципом сложного общества является кооперация. Зиммель относил конкуренцию к категории «непрямого» конфликта, обосновывая это тем, что конкуренты стремятся превзойти, а не уничтожить друг друга. Поскольку в ситуации конкуренции люди тратят больше усилий и творческих сил, общество в целом часто выигрывает от этого процесса. Например, предприниматели, конкурирующие за клиентов, становятся гораздо более чувствительными к нуждам потребителей, а это выгодно широкой публике. В марксизме конкуренция рассматривается не как универсальная существенная черта человеческой природы, а как специфический структурный аспект капитализма. В теории капитализма К. Маркса проводится различие между тремя типами конкуренции: (1) конкуренцией между капиталистами за контроль над рынком; (2) конкуренцией между рабочими за гарантированные рабочие места; (3) конкуренцией между трудом и капиталом. Именно в этой конкурентной борьбе с капиталистами рабочий класс должен обрести революционное классовое сознание. Окончательным итогом конкурентной классовой борьбы должно быть разрушение капиталистического общества. М. Вебер (Weber, 1922) определял конкуренцию как мирный конфликт, состоящий из попыток достижения контроля над ограниченными ресурсами. Он соотносил регулируемую конкуренцию с социальным отбором — примером тому может служить конкуренция между научными работниками за получение ограниченного числа должностей, которая формально регулируется с помощью профессиональных норм поведения. Нерегулируемая или насильственная конкуренция соотносилась Вебером с естественным отбором, примером чего является межвидовая борьба за выживание. Вебер полагал, что конкурентная борьба есть неотъемлемая черта всех социальных отношений и не является особенностью одного лишь капитализма. Согласно Т. Парсонсу (Parsons, 1951; 1954), конкуренция при капитализме ограничивается множеством различных факторов: общими ценностями, кодексами поведения в профессиональных сообществах, взаимозависимостью между ролями и правовыми нормами. Ряд современных социобиологов утверждает, что агрессия — это биологический факт, лежащий в основании определенных аспектов человеческой социальной жизни. Они являются приверженцами неодарвинистского подхода, согласно которому все организмы стремятся к самовоспроизводству и передаче своих генов. С этой точки зрения, в случае с любым видом генетически выжившие мужские особи — это особи, преуспевшие в конкуренции за женские особи, а также за пищу и территорию. Несмотря на то, что насильственные конфликты по поводу сексуальных партнеров, пищи и территории уже не являются нормой в современных обществах, естественная мужская агрессия может находить выход в политической, социальной и экономической конкуренции. Игр теория также предполагает, что социальное взаимодействие в основном имеет конкурентный характер, поскольку интересы индивидов часто не совпадают, и рациональные индивиды эгоистически стремятся к максимальному увеличению своих преимуществ. Вместе с тем теория игр пытается объяснить, при каких условиях рациональным выбором для рациональных индивидов, стремящихся к максимальному увеличению своих преимуществ, даже в конкурентных ситуациях может быть кооперация. Таким образом, социологические дискуссии о природе конкуренции сосредоточивались, во-первых, на ее степени и постоянстве; во-вторых, на вопросе о том, является ли конкуренция определяющей характеристикой капитализма; в-третьих, на вопросе о существовании системы регуляции, контролирующей конкуренцию между индивидами. См. также: Городская экология; Индустриальный конфликт; Классовая борьба; Конфликта теория; Рынок; Социобиология. Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|