«НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ» ТЕОРИЯ

(LABELLING THEORY) В социологии девиантности выражения «теория наклеивания ярлыков» и «теория социетальной Реакции» часто используются как взаимозаменяемые: оба в равной степени подчеркивают то, что в рамках социологического объяснения девиантность рассматривается как продукт не индивидуальной психологии или генетической наследственности, а социального контроля. Значительное влияние на развитие теории «наклеивания ярлыков» оказали Чикагская школа и символический интеракционизм.  Основы этого взгляда на девиантность были заложены Э.Лемертом (Lemert, 1951), впоследствии его развивал Г.Беккер (Becker, 1963). Существенное влияние на данную теорию оказала концепция  «определения ситуации», из которой следует, что при определении индивидов или групп в качестве девиантных возникают важные и часто непредвиденные последствия  на уровне их поведения. Впоследствии теория «наклеивания ярлыков» стала господствующей парадигмой в объяснении девиантности. Ее сущность сводится к двум положениям. Первое заключается в том, что девиантное поведение  необходимо рассматривать не просто как нарушение нормы, а как всякое поведение, которое с успехом определяется как девиантное (на которое «наклеивается ярлык» девиантного). Девиантность не свойственна самому действию, а является результатом реакции на него других индивидов. Согласно второму положению, «наклеивание ярлыка» порождает или усиливает девиантность. Ответ девианта на социетальную реакцию ведет к вторичному отклонению, в ходе которого он принимает «образ самого себя» или определяет себя как человека, наглухо блокированного в рамках девиантной роли. Особенность данного подхода заключается в том, что он обращает внимание на следующее: девиантность является результатом обвинений со стороны членов общества и осуществления социального контроля. Теория «наклеивания ярлыков» использовалась и за пределами социологии девиантности: например, наклеивание ярлыка «психически ненормальный» может представлять собой важную стадию в процессе превращения человека в душевнобольного. Теория «наклеивания ярлыков» применялась также при объяснении колдовства. Таким образом, данная теория способствовала плодотворному развитию социологического понимания отношений между девиантностью, самоопределением, социальной реакцией и социальным контролем. Однако важно помнить, что теория «наклеивания ярлыков» не является причинным объяснением первичного отклонения — она лишь объясняет вторичное отклонение как реакцию на приписываемое индивиду отклонение от норм. Теория «наклеивания ярлыков» критиковалась с различных точек зрения. Радикальные криминологи, такие, как И. Тейлор, П. Уолтон и Дж. Янг (Taylor, Walton and Young, 1973) подчеркивали, что эта теория не учитывает значительное влияние власти и экономики на определение того, имеет ли действие преступный характер. Утверждается также, что она оставляет без внимания жертв девиантного поведения, сосредоточиваясь на девиантах и преступниках. Тем не менее, теория «наклеивания ярлыков» способствовала проведению большого объема исследовательской работы, в ходе которой был получен значительный массив эмпирических данных о преступности и девиантности. См. также: Девиантное поведение; Девиантности усиление; Делинквентность; Делинквентный дрейф; Дифференцированной связи теория; Криминология; Психическое здоровье; Стигма. Лит.: Downes and Rock (1995)

Просмотров: 5034
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.




Другие новости по теме:

  • «ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ» ТЕОРИЯ (теория «двух истин»)
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ
  • Инстинкт-теория и объект-теория
  • Навешивание ярлыков
  • Навешивание ярлыков
  • Навешивание ярлыков (и теория навешивания ярлыков)
  • Навешивания ярлыков теория
  • НАВЕШИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ, ТЕОРИЯ
  • НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ТЕОРИЯ
  • НОВАЯ ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОСТИ
  • РАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОСТИ
  • Социального научения теория (SOCIAL LEARNING THEORY)
  • Социального обмена теория (SOCIAL EXCHANGE THEORY)
  • Теория Большого Взрыва (BIG BANG THEORY)
  • Теория вероятности (теория вероятностей)
  • ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ (ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ) (INSTINCT THEORY)
  • Теория воротного контроля
  • теория интерперсонального поведения трехмерная В. Шутца (теория фундаментальной ориентации межличностных отношений)
  • Теория навешивания ярлыков
  • ТЕОРИЯ НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ (ЛЕЙБЛИНГА)
  • Теория социального обмена
  • Теория социальной работы
  • ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)
  • теория элементарного социального поведения (Г. Хоманс), (теория социального обмена Хоманса)
  • теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова)
  • Теория ярлыков
  • Теория ярлыков
  • Техника наклеивания ярлыков
  • Трехкомпонентная теория цветового зрения (теория Юнга—Гельмгольца)
  • ФОРМЫ (теория), или Гештальт-теория



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь