|
ЭОНтермин др.-греч. философии, «жизненный век», «вечность», время в аспекте жизненного существования, как некая целостная самозамкнутая структура (ср. лат. aevum, рус. «век») в отличие от «хроноса» как абстрактного, количественноизмерительного, объективного и аморфного времени. Во фрагментах досократиков, особенно у Эмпедок. ла (В 17, В 110, В 129), Э. в целом сохраняет древнее гомеровское значение «жизненного века», хотя уже имеются подступы к будущему значению «вечности», особенно в выражениях типа «весь век», «от века» или «бесконечный Э.» (Анаксимандр А 10), «несказанный Э.» (Эмпедокл В 16). Остаётся загадочным фрагмент Гераклита «Э.- дитя играющее, кости бросающее» (В 52 - 93 М.), где Э. (впервые персонифицированный) может означать и «мировой век» (игровой характер бытия как бесконечного циклического чередования космич. пожаров и палингенесии) и «человеч. век» (судьба как игра слепого рока). . Начиная с Платона Э. становится классич. термином для обозначения «вечности» в её противопоставлении «времени». В «Тимее» (37d) демиург творит время одновременно с космосом как «подвижное отображение вечности» (Э.): время течёт в мире чувств. становления и характеризуется существ. связью с движением от прошлого к будущему и календарнохронологич. числом; неподвижный Э.- квазивременной модус бытия эйдосов - вечно «пребывает в одном»; о нём нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть». Источник этой концепции Платона видят, с одной стороны, в понятии вневременного настоящего как характеристики бытия в «пути истины» Парменида (В 8,5), с другой (вполне гипотетически) - в различении «бесконечного времени» (zrvan akarana) и «продолжительного автономного времени» в др.-иран. зурванизме. У Аристотеля, осмыслявшего по нар. этимологии от - вечно сущий, Э. также ассоциируется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством, но в значит. мере при сохранении старого значения «жизненный век» и без резкого противопоставления хроносу («О небе» 279 а 25, 27; 283 b 28; ср. «Метафизика» 1072 b 29 о перводвигателе); поскольку этот «жизненный век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие «вечности». Плотин, написавший особый трактат «О вечности (Э.) и времени», определяет Э. как «всецелую и совокупную сущность бытия» («Эннеады» III 7,4, 37; см. также Прокл, Начала теологии § 52 слл.). В эпоху эллинизма гипостазированный и персонифицированный Э. в качестве божества становится объектом религ. культа: ср. прежде всего синкретич. божество Э.-Зурван в мистериях Митры (возможно, повлиявшее на теогонии орфиков), а также праздник рождения младенцаЭ., отмечавшийся 5/6 янв. в птолемеевской Александрии. В иудеохрист. традиции греч. Э. (евр. оlam) приобретает новое значение - «мир», но «мир» не в пространственногеометрич. (космос), а в историч, и временном аспекте (противопоставление «века сего» - «веку грядущему» в Новом завете). Уже в герметизме (Corpus Hermeticum 11,23) Э. выступает как «второй бог» в ряду высших существ. эманирующий из прабожества; концепция высшего трансцендентного бога как «царя веков (эонов)» (1-е Посл. к Тим. апостола Павла 1,17) приводит к характерной для гностицизма идее иерархич. множества эонов как посредников между непостижимым и безначальным верховным богом и материальным миром (365 Э.-небосводов у Василида, 30 Э. у Валентина и т. п.).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|