ЭЙДОС

(лат. forma, species, этимологически тождественно рус. «вид»), термин др.-греч. философии. В дофилос. словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фукидида 2,50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) - одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма», «фигура»]. У Платона (наряду с дофилос. значениями) - синоним термина «идея», трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, к-рые к ней причастны ,объект достоверного науч. знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосовидей приводит к новому значению «(имманентной) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля Э.- «вид» (species) как классификационная единица, подчинённая «роду». В среднем платонизме осуществляется синтез: платоеич. эйдосыидеи становятся «мыслями бога», аристотелич. эйдосыформы - имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (к-рые Плотин вслед за стоиками называет также логосами] - в душе (псюхе). В феноменологии Гуссерля Э.- чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.

Просмотров: 627
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • SPECIES CORPOREA (CORPOREAL SPECIES)
  • SPECIES EXPRESSA (EXPRESS SPECIES)
  • SPECIES IMPRESSA (IMPRESSED SPECIES)
  • SPECIES INTENTIONALIS (INTENTIONAL SPECIES)
  • SPECIES SENSIBILIS (SENSIBLE SPECIES)
  •  Чистая логическая форма простого атрибутивного суждения
  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • Вид, внешность, облик, образ, способ, форма правления
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • Объект внешний
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • ТЕОРИЯ ИНТУИЦИИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • Форма
  • Форма
  • Форма



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь