ФОРМА И МАТЕРИЯ

[лат. пер. forma et material, в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» - см. Архе), бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» - см. Диада) и ещё раньше пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду) трансцендентные «идеи»; термин ( собственно «древесина») - техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством к-рого Лукреций калькировал греч., также означало «строевой лес»). Др. синонимы формыэйдоса (помимо) у Аристотеля: логос - «сущность, субстанция» , и труднопереводимый термин- «чтозначитбыть тем то и тем то» или «точтоделаетвещьтемчтоонаесть» (схоластич. quiditas - «чтойность»), изредка также («природа», «самобытность»; однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана Аристотелем в 1-й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат, форма (, позитивная противоположность), лишённость формы , негативная противоположность). Становление протекает не от абс. небытия к бытию, но от акцидентального небытиячем («Сократ необразован») к положит. обладанию  эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о «принципах» вообще, имело эвристич. характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений объективную («по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.- имманентные структурные элементы (??о?????) вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят. реальностью в качестве данного нечто таковой обладает только результат их синтеза - «целостность» (термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма - актуализация (см. Энергия, Энтелехия) материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии - признанием трансцендентного умануса - перводвигателя, в антропологии - признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности - «активного ума» («О душе» III 5). Ф. и м. у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы у. Так, в теории элементов «каждое вышележащее тело относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху. Аристотель различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи ( materia prima - «Метафизика» 1049 а 25), о к-рой невозможно сказать, «из чего» она состоит, и к-рая противополагается наиболее близкой к энтелехиальному состоянию «последней материи». Напр., «дом» предполагает след. ступени материи: кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда называет также ближайшую материю.

Просмотров: 834
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «КНИГА О ПРИЧИНАХ», или «Книга Аристотеля об истолковании чистого блага»
  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • А.Бергсон: материя и восприятие. Материя и память
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Волны материи
  • ВОЛНЫ МАТЕРИИ
  • Горючий материал, древесина, ствол, материя, вещество, пища
  • Двойственность в материи
  • Заработная плата как форма стоимости рабочей силы
  • Игра как форма общения
  • ИЛЛЮЗИЯ АРИСТОТЕЛЯ
  • Иллюзия Аристотеля
  • Иллюзия Аристотеля
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • Лицей Аристотеля, или перипатетическая школа
  • Материи и духа проблема
  • МАТЕРИИ И ДУХА, ПРОБЛЕМА
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Понятие природы, материи, движения в философской системе Поля Гольбаха
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СТРУКТУРНОСТЬ МАТЕРИИ
  • ТЕРМИН (ОТ ЛАТ
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  ФОРМА  ДВИЖЕНИЯ  МАТЕРИИ  
  • Толкователи Аристотеля
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь