|
ФОРМА И МАТЕРИЯ[лат. пер. forma et material, в философии Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» - см. Архе), бытия. Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но концептуально было подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и беспредельное» «Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» - см. Диада) и ещё раньше пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в аристотелевских текстах как «форма», у Платона обозначает (наряду) трансцендентные «идеи»; термин ( собственно «древесина») - техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством к-рого Лукреций калькировал греч., также означало «строевой лес»). Др. синонимы формыэйдоса (помимо) у Аристотеля: логос - «сущность, субстанция» , и труднопереводимый термин- «чтозначитбыть тем то и тем то» или «точтоделаетвещьтемчтоонаесть» (схоластич. quiditas - «чтойность»), изредка также («природа», «самобытность»; однако тот же термин может означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана Аристотелем в 1-й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» в виде учения о «трёх принципах»: материальный субстрат, форма (, позитивная противоположность), лишённость формы , негативная противоположность). Становление протекает не от абс. небытия к бытию, но от акцидентального небытиячем («Сократ необразован») к положит. обладанию эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения («Сократ») не возникает и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о «принципах» вообще, имело эвристич. характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений объективную («по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.- имманентные структурные элементы (??о?????) вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят. реальностью в качестве данного нечто таковой обладает только результат их синтеза - «целостность» (термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны акту и потенции: материя есть потенция формы, а форма - актуализация (см. Энергия, Энтелехия) материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается только дважды, и оба раза в пользу «формы»: в космологии - признанием трансцендентного умануса - перводвигателя, в антропологии - признанием «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности - «активного ума» («О душе» III 5). Ф. и м. у Аристотеля могут выступать как функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы у. Так, в теории элементов «каждое вышележащее тело относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и, напр., вода выступает как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху. Аристотель различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно дойти до чистой, или первой, материи ( materia prima - «Метафизика» 1049 а 25), о к-рой невозможно сказать, «из чего» она состоит, и к-рая противополагается наиболее близкой к энтелехиальному состоянию «последней материи». Напр., «дом» предполагает след. ступени материи: кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх элементов). Однако словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда называет также ближайшую материю.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|