СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ

наиболее массовая форма трудовой и общественно-политич. ак­тивности членов социалистич. общества, рычаг экономич. и социального прогресса, школа политич., трудо­вого и нравств. воспитания трудящихся. С. с. объектив­но и закономерно присуще социалистич. обществ. от­ношениям, базирующимся на обществ. собственности на средства производства.  С. с. является одним из осн. средств, при помощи к-рых обеспечиваются рост про­изводительности труда, повышение эффективности про­изводства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие нар. хозяйства.

Стремление к соревнованию проявляется в различ­ных сферах человеч. деятельности (спорт, игра, труд и т. п.) и, по-видимому, является неотъемлемой чертой психологии и поведения человека вообще, одной из наи­более существ. форм самоутверждения личности. Осу­ществляя наравне с другими людьми ту или иную зада­чу, личность имеет возможность достичь её решения на­иболее эффективным, целесообразным, самостоятельно избранным или усовершенствованным методом, причём осознание первенства и стремление к нему служат мощ­ным стимулятором энергии, всех сил и способностей. Эту черту человеч. природы отличали многие мыслите­ли, в т. ч. Фурье, к-рый считал её одной из фундамен­тальных «страстей» человека. Классики марксизма раз­вивали проблему соревнования в основном примени­тельно к сфере труда, т. е. тему трудового соперниче­ства, «увеличивающего индивидуальную производитель­ность отдельных лиц...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23, с. 337), причём указывали на коренные качеств. различия соревнования, т. е. конкуренции, при капитализме и С. с.

В основе С. с. лежит диалектич. единство трудовой состязательности и товарищеской взаимопомощи, оно по своей природе, сущности и целям противоположно конкуренции, присущей капиталистич. частнособствен­ническим отношениям и выражающейся в борьбе част­ных предпринимателей за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров.

Теория С. с. разработана В. И. Лениным в трудах «Как организовать соревнование?», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин» и др., где опреде­лены его социальная природа, осн. цели, сформулированы осн. принципы организации: гласность, сравни­мость результатов, возможность практич. повторения передового опыта. С. с. началось с первых дней существования Сов. государства, его формы - коммунистич. субботники, производств. конкурсы и обществ. смотры, ударные бригады, стахановское движение и др.

На каждом этапе строительства социализма С. с. по целям и задачам, формам организации отражало осо­бенности данного этапа развития. На ступени зрелого социализма С. с. превратилось в подлинно массовое дви­жение, охватившее все классы и социальные слои об­щества, сферы промышленности, сельского хозяйства, обслуживания, науку, культуру; оно неразрывно свя­зано с осн. направлениями науч.-технич. прогресса. На совр. этапе наиболее полно проявляется комплексный характер С. с., успешно и эффективно реализуются его осн. функции - экономич., социальная и воспитатель­ная. Высшей ступенью развития С. с. является движение за коммунистич. отношение к труду,  его опытом обога­щаются все формы социалистич. соревнования. Это дви­жение выступает ведущей силой роста и укрепления от­ношений коллективизма и взаимопомощи, расширения участия трудящихся в управлении производством, в соревновании развиваются и крепнут сознат. дисципли­на труда, забота об интересах всего общества, что соз­даёт условия для постепенного превращения труда в первую жизненную потребность человека.

Совр. практика С. с. породила ряд новых трудовых починов (встречное планирование, бригадный подряд, соревнование смежников, щёкинский метод и др.), к-рые приобрели широкое распространение, играют действенную роль в повышении эффективности произ­водства, улучшении практики планирования экономич. и социального развития предприятий.

Непосредств. организацией соревнования занимают­ся профсоюзы; большую роль в руководстве соревнова­нием, в создании условий для выполнения принятых обязательств играют административнохоз. органы.

Коммунистич. партия на каждом этапе определяет гл. направление и осн. формы развития С. с., проводит идейно-политич. и организац. работу по вовлечению коммунистов и широких масс трудящихся в соревнова­ние, направляет деятельность обществ. и гос. органи­заций в практич. руководстве соревнованием.

Просмотров: 699
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Безопасные условия для человека
  • ВСЕ ВО ВСЕМ (или КАЖДОЕ В КАЖДОМ)
  • ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕУДАЧИ ЧЕЛОВЕКА В КОНКУРЕНЦИИ С ЛЮДЬМИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Ресурсы развития человека
  • Стадии развития человека
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы и системы оплаты труда
  • Формы организации воспитания
  • ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ)
  • Формы организации труда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь