СИНТЕЗ

(от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое (систему), к-рое осуще­ствляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и различных нау­ках термин « С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают процесс рас­суждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассужде­ния от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. гео­метрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое целое и обоб­щают фактуальную информацию об объектах.

В своём самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоор­ганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. дея­тельность головного мозга. С. как мыслительная опера­ция произведен от предметного соединения частей объ­ектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психо­логии.

С. как познават. операция имеет множество различ­ных форм. Любой процесс образования понятий осно­ван на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтези­руются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, от­носящихся к одной предметной области; как объедине­ние конкурирующих, в определ. аспектах противопо­ложных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике); в форме построения де­дуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от аб­страктного к конкретному как способ построения теоре­тич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в ре­зультате конкретное знание об исследуемом, объекте есть С., единство его многообразных абстрактных опре­делений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, био­химии, эконометрии и др.), а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при ре­шении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на основе С. методологич. средств, понятий и принципов раз­личных областей знания.

Просмотров: 678
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НЕМЕЦКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как процесс
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Психические нарушения при различных заболеваниях крови
  • Психические нарушения при различных эндокринных заболеваниях
  • СИНТЕЗ (греч. - соединение, сочетание, составление)
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь