ПРАВО,

система социальных норм и отношений, охра­няемых силой гос-ва. Тесная связь с гос-вом - осн. отличие П. от правил поведения в доклассовом обще­стве, а также от др. нормативных систем (напр., мора­ли). Связь П. с гос-вом не означает, что оно есть про­дукт свободной воли последнего. Такая позиция не­однократно критиковалась основоположниками марк­сизма (особенно в «Нем. идеологии»). П. обусловлено экономич. строем общества, его социально-политич. структурой; оно не может быть выше, чем культурное развитие общества, и испытывает влияние историч. традиций, господствующей идеологии и нек-рых др. факторов. Однако в системе этих обусловливающих П. и воздействующих на него факторов гос-во (гос. власть) играет особую, конститутивную роль, ибо без него со­циальные нормы и отношения не могут получить общеобязат. характер, стать юридическими. На ранних этапах развития классового общества роль гос-ва сво­дится по преимуществу к санкционированию спонтанно складывающихся обычаев («обычное П.»), признанию общеобязательными религ. норм и т. п. Затем правотворч. деятельность становится постепенно монополией гос-ва, осуществляемая его высшими органами влас­ти («законодат. П.»), а также судами («прецедент­ное П.»).

Поскольку гос. власть в обществе принадлежит эко­номически господствующим классам, то создаваемое (или санкционированное) этой властью П. также носит классовый характер, оно закрепляет и охраняет обществ. отношения и модели поведения, отвечающие интере­сам этого класса. При этом в одних историч. условиях П. предстаёт как «... резкое, несмягченное, неиска­женное выражение господства одного класса...» (Э нг е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 418), а в других - в нём находит отражение уровень классовой борьбы, итоги противоборства или компромисса социальных сил.

Марксистская классово-материалистич. трактовка П. противостоит многочисл. бурж. учениям, выводив­шим П. из природы человека (естеств. П.), «нар. духа» (историч. школа), «идеи права» или др. идеальных начал (неокантианская, неогегельянская, феноменологич. школы), психики человека (психологич. школа), «конкретной ситуации» (экзистенциализм в П.) или вообще отрицавших необходимость выявления экономич. и политич. предпосылок П. (юридич. позитивизм, нормативистская школа).

Действие П. распространяется на все важнейшие сферы обществ. жизни. Оно закрепляет отношения соб­ственности, выступает как регулятор меры и форм рас­пределения труда и его продуктов между членами об­щества (гражд. П., трудовое П.); регламентирует организацию и деятельность гос. механизма (конституц. П., адм. П.), определяет меры борьбы с посяга­тельствами на существующие обществ. отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное П., про­цессуальное П.), воздействует на мн. формы межлич­ностных отношений (семейное П.). Особой ролью и спецификой отличается междунар. П., создаваемое пу­тём соглашений между гос-вами и регламентирующее отношения между ними.

Выступая как важное и необходимое орудие гос. управления, как форма реализации гос. политики, П. одновременно является важным показателем положе­ния личности в обществе и гос-ве. Права, свободы и обя­занности человека и гражданина, составляющие право­вой статус личности - важная составная часть П., весьма существенная для оценки развитости и демо­кратичности данной правовой системы. Наличие П. означает, что большой круг обществ. отношений при­нимает характер правовых отношений, в к-рых их участники являются носителями юридич. прав и обязанностей. С наличием П. в обществе неразрывно связана особая форма обществ. сознания - право­сознание.

П. обладает большим потенциалом воздействия на жизнь общества. Он особенно значителен, когда П. действует в том же направлении, в каком идёт общий ход обществ. развития. Реакц. гос. власть может с по­мощью законодательства и др. правовых мер пытаться затормозить ход обществ. развития, что часто влечёт за собой расхождение закона и П. - «правонарушающее законодательство», не считающееся с достигнутым данным обществом уровнем правового развития. Исто­рически, однако, рамки действия П., тормозящего эволюцию данного общества или же, наоборот, пы­тающегося перешагнуть через необходимые этапы раз­вития, оказываются, как правило, недолговремен­ными.

В рабовладельч. и феод. формациях П. открыто за­крепляет классовые и сословные привилегии, внеэкономич. принуждение (рабовладение, крепостное П.), использует жесточайшие санкции для охраны эконо­мич. и политич. всевластия рабовладельцев и феодалов. Вместе с тем уже в античности (римское П.) были разработаны правовые формы товарообмена, впослед­ствии приспособленные к потребностям бурж. способа произ-ва (рецепция римского П.), получила развитие теоретико-правовая мысль (см. Философия права).

При бурж. строе резко возрастает роль П., право­вой идеологии, юридич. профессий. Отношения капиталистич. произ-ва и обмена потребовали создания раз­витых, детально разработанных правовых систем. В них нашли отражение демократич. принципы, выдви­нутые буржуазией в ходе борьбы с феодализмом, но в целом бурж. П., выражая интересы господствующего класса, обеспечивало систему экономич. принуждения, широкие возможности присвоения неоплаченного тру­да, охрану частной собственности и капиталистич. пред­принимательства. Лишь в результате длит. классовой борьбы трудящимся массам удалось добиться частич­ного отражения в бурж. П. своих социально-экономич. и иных требований. С обострением противоречий капи­талистич. общества, особенно в период общего кри­зиса капитализма, буржуазия теряет веру во всемогу­щество П. (см. Юридическое мировоззрение), что на­ходит отражение в политич. и идеологич. установках, делающих всё большую ставку на сильную, не связан­ную 11. гос. власть, авторитарные методы гос. управ­ления (см. Авторитаризм) и даже полный отказ от законности в случаях особой неустойчивости существую­щих режимов.

В социалистич, обществе складывается новый по содержанию и целям тип П. Марксизм-ленинизм отри­цает анархистские и левоэкстремистские установки, объявляющие П. атрибутом бурж. общества, требую­щие его немедленной отмены после социалистич. рево­люции и рассматривающие наличие П. в социалистич. обществе как признак «обуржуазивания» и конверген­ции. Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме - это значит. масштабы и сложная струк­тура обществ. произ-ва, требующие чёткой правовой регламентации сфер произ-ва и обмена, действие прин­ципа распределения по труду, к-рый предполагает гос. нормирование меры труда и вознаграждения. В политич. аспекте П. тесно связано с развитием со­циалистич. демократии, требующей чётких конститу­ционных принципов гос. управления, широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан и обществ. орг-ций, необходимых для их участия в решении дел гос-ва и общества. Существенна и роль П. в охране обществ.порядка и дисциплины; применяя к правона­рушителям меры гос. воздействия (юридич. санкции), социалистич. II. в то же время широко использует методы убеждения и морального воздействия. При со­циализме значительно возрастает созидат. творч. по­тенциал П., его использование как орудия развития и совершенствования обществ. отношений в процессе коммунистич. строительства. С построением развитого социалистич. общества П., выступавшее ранее как воз­ведённая в закон воля рабочего класса и возглавляе­мых им трудящихся масс, становится общенародным. Его роль возрастает, что находит выражение в разви­тии и совершенствовании законодательства, расшире­нии круга прав, свобод и обязанностей граждан, уп­рочении законности как важнейшего принципа гос. управления и, наконец, в повышении вследствие этого престижа П. в обществ. сознании. В Конституции СССР говорится об укреплении правовой основы гос. и обществ. жизни как необходимом звене осн. направ­ления развития политич. системы сов. общества (ст. 9).

Поскольку П. неразрывно связано с гос-вом, то от­мирание последнего с построением коммунизма повле­чёт за собой и отмирание П. Часть его норм станет ненужной, отпадёт в связи с принципиальной трансфор­мацией порождающих их обществ. условий, а др. нор­мы уже не будут нуждаться в принудит. санкциях, потеряют юридич. характер и в преобразованном виде войдут в систему социальных правил коммунистич. обществ. самоуправления. Совр. антикоммунизм изо­бражает вывод об отмирании П. при коммунизме как якобы принципиально отрицат. отношение марксизма-ленинизма к П., стремление к последоват. свёртыванию правовых начал в жизни социалистич. общества, ума­лению прав и свобод граждан. В действительности положение об отмирании П. есть его оценка с т. зр. история, перспективы, что отнюдь не умаляет важную роль П. и законности в ходе коммунистич. строитель­ства.

.

Просмотров: 1244
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС)
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ, церк. область, церк. гос-во
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕРАПЕВТ (ЕГО РОЛЬ)
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь