Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ПРАКТИКА



ПРАКТИКА

(греч дея­тельный, активный), материальная, чувственно-пред­метная, целелолагающая деятельность человека, име­ющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая все­общую основу, движущую силу развзития человеч. об­щества и познания. П. многогранна и имеет различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной деятельности человека (как производственную, так и др. виды деятельности - напр. педагогич., художеств., административную и т. д.). Осн. формы практич. деятельности людей - произво материальных благ (труд), а также социально-преобразующая, революц. деятельность масс, направлен­ная на изменение социальных отношений.

Под П. прежде всего разумеется совокупная деятель­ность человечества, опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию, так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ. характер. Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального и духовного произ-ва. Будучи осн. способом обществ. бытия человека, формой его са­моутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий. Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив, целесообразная деятельность в виде её отд. актов, предмет, на к-рый направлена эта деятельность, средства, с помощью к-рых достигается цель, и, наконец, результат деятель­ности.

Обществ. П. находится в единстве с познават. дея­тельностью человека, с теорией. Она является источни­ком науч. познания, его движущей силой, даёт позна­нию необходимый фактич. материал, подлежащий обобщению и теоретич. обработке. П. формирует само­го субъекта познават. деятельности, детерминирует строй, содержание и направление его мышления.

П. обосновывает объективность содержания знания, служит критерием, мерилом проверки истинности ре­зультатов познания. «Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 145). Только те результаты познания, к-рые прошли проверку прак­тикой, могут претендовать на объективное значение. П. является критерием истины потому, что она - как материальная деятельность людей - имеет достоинство непосредств. действительности. Она соединяет и соот­носит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нём. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем, хотя успешность человеч. П. доказывает согласие наших представлений с объективной природой вещей, «... при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько "неоп­ределенен", чтобы не позволять знаниям человека прев­ратиться в "абсолют", и в то же время настолько опре­деленен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма» (Ленин В. И., там же, с. 145-46).

Науч. знания имеют жизненный смысл лишь в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются не знания сами по себе, а практич. преобразование действительности для удов­летворения материальных и духовных потребностей об­щества и человека. Практич. воплощение идей, превра­щение их в предметный мир представляет собой онредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной культуры. «Процесс... познания и действия превращает абстрактные по­нятия в законченную объективность» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 177).

Практич. деятельность людей и её отношение к по­знанию рассматривались в истории философии. В до­марксистской философии, когда материализму был свойствен созерцат. подход к миру, деятельное начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но пос­ледний ограничивал деятельность, творч. активность лишь сферой духа (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Согласно Гегелю, П. суть «волевая деятельность идеи». Субъективные идеалисты понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознат. началом. Так, прагматист Джемс относил к П. «религ. опыт», т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые представители ревизионизма вслед за идеалистами также сводят П. к свободной творч. самосознающей деятельности, трактуемой как единств. форма реальности.

Правые ревизионисты односторонне трактуют отно­шение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений и ценностей человечест­ва, что приводит к субъективистскому пониманию П. С др. стороны, «левые» ревизионисты, сужая сферу об­ществ. П., утилитарно понимают её как лишь непо­средств. физич. участие индивида в производств. или политич. деятельности.

Коренной порок идеалистич. понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации идеального, духовного мо­мента чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что он впервые ввёл П. в те­орию познания. Поскольку практич. деятельность носит осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент. Диалектич. материализму чужда концепция, обособляющая материальную, прак­тич. и духовную, теоретич. деятельность. Между этими видами деятельности существует нерасторжимое един­ство. Но зто совсем не означает, что духовная деятель­ность есть форма П. Марксизму также чужда концеп­ция «... мистического тождества практики и т ео p и и» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич. деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию материаль­ных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами, понятиями и создают мысли, идеи.

Теория и П. образуют единство противоположностей, в к-ром П. принадлежит решающая роль. Диалек­тич. взаимосвязь марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства соци­ализма и коммунизма.

Просмотров: 813
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Алкоголь и деятельность человека
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВИДЫ)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СТРУКТУРА
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Движение, действие, деятельность
  • Деятельность
  • Деятельность
  • Деятельность
  • Деятельность
  • Деятельность и процесс
  • Деятельность социально-педагогическая
  • Деятельность социально-педагогическая
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Общение и деятельность: категориальный подход Б. Ф. Ломова
  • Превентивная социально-педагогическая деятельность
  • Превентивная социально-педагогическая деятельность
  • Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • Социально-культурная деятельность
  • Социально-педагогическая деятельность
  • ТРУД, ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Трудовая деятельность пожилых людей и инвалидов
  • Учебная деятельность, реализуемая в информационно-коммуникационной предметной среде
  • Экспериментально-исследовательская деятельность, организованная с применением средств ИКТ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь