|
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕпланомерное, целеустремлённое и систематич. формирование всесторонне и гармонически развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма. Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ. отношений и различны в разных обществ.-экономич. формациях. В первобытном обществе воспитание проводилось всей общиной, осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой деятельности, игр, при исполнении обрядов и т. п. В классово антагонистич. обществе оно направлено на поддержание и укрепление существующего строя, осуществляется гос. органами, церковью, школой и др. и опирается на соответствующие теоретич. представления. Ряд прогрессивных для своего времени концепций воспитания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями, социалистамиутопистами, теоретиками педагогики. Последовательно науч. теория К. в., вобравшая в себя всё ценное из прежних учений о воспитании, создана классиками марксизма-ленинизма. Она лежит в основе деятельности коммунистич. партии и социалистич. гос-в по формированию нового человека коммунистич. эпохи. Конечная цель К. в. - достижение всестороннего развития человека, интересы к-рого гармонически сочетаются с интересами всего общества. Прогресс материального и духовного произ-ва всё насущнее требует такого развития и создаёт условия для пего. Коммунистич. идеал человека противоположен как бурж. идеалу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти, так и мелкобурж. идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на «кормчего». Развивая и конкретизируя положения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС выдвигает задачу формирования у каждого члена социалистам. общества нравств. чистоты, духовного богатства и физич. совершенства. Для достижения всестороннего развития человек прежде всего должен обладать последовательным коммунпстич. мировоззрением, т. е. цельной, основанной на диалектико-материалистич. понимании действительности системой филос., социально-политич., моральных, эстетич. взглядов. Задача К. п. заключается не только в том, чтобы привить всем членам общества коммунистич. взгляды, но и в том, чтобы превратить эти взгляды в твёрдые убеждения, к-рые обусловливают поведение человека во всех областях жизни. У всех членов общества должно быть выработано коммунистич. отношение к труду как к жизненной потребности и подлинному наслаждению, заботливое и бережливое отношение к обществ. собственности - материальной основе нового строя, утверждена подлинно гуманистич., коммунистич. мораль, определяющая повседневное поведение людей. Всестороннее развитие личности означает формирование у неё высокой общей культуры, широкого науч. и технич. кругозора, приверженности к прекрасному в жизни и иск-ве. Именно поэтому коммунистич. партия выдвинула принцип комплексного подхода к К. в., включающему образование, идейно-политич., нравств., трудовое, эстетич. и физич. воспитание. Комплексный подход означает всесторонний подход не только к определению целей воспитания, но и средств их достижения. Марксизм-ленинизм в качестве первого осн. принципа науч. теории К. в. провозгласил необходимость изменения обществ. бытия как объективной предпосылки для изменения духовного облика нар. масс. Без ликвидации капитализма, уродующего, развращающего людей, бея замены его социализмом невозможно создание условий для формирования гуманистич. коллективистской идеологии, для всестороннего развития членов общества. Победа социалистич. обществ. отношений в СССР и ряде др. стран создала возможности для достижения коренного переворота в сознании нар. масс, полностью подтвердив правильность марксистско-ленинского подхода к проблеме формирования духовного облика людей. В качестве второго осн. принципа К. в. марксизм-ленинизм выдвинул расширение обществ.-преобразующей деятельности, в ходе к-рой люди осознают объективную действительность и изменяют собств. природу. В условиях капитализма - это прежде всего развитие классовой борьбы трудящихся и обучение их на опыте этой борьбы. Придавая исключительно большую роль революц. пропаганде, внесению в массы трудящихся марксистской теории, В. И. Ленин в то же время писал, что «никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма» (ПСС, т. 12, с. 14?). В условиях социализма - это всё более широкое вовлечение трудящихся в активную производств. и обществ.-политич. деятельность, к-рая является не только средством решения экономич. и социально-политич. задач, но и незаменимым средством развития людей, их К. в. Для этого последовательно проводится принцип материального и морального поощрения, развивается социалистич. соревнование, трудящиеся всё более широко привлекаются к управлению произ-вом и участию в деятельности Советов, профсоюзов, комсомола, культ.-просвет., спортивных и др. массовых орг-ций, совершенствуется воспитат. деятельность семьи, школы, трудовых коллективов. Марксизм-ленинизм решительно отвергает бихевиористские установки, сводящие воспитание к дрессировке. Теория К. в. исходит из того, что каждый человек активно утверждает себя в жизни. Воздействие на личность социальных институтов, др. людей, коллективов, представляющих субъект воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его активной деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. влияний. Первейшая задача К. в. состоит в том, чтобы вызвать у каждого члена общества всё усиливающееся сознат. стремление к самовоспитанию и соответствии с целями борьбы за коммунизм. При этом наилучшие результаты достигаются тогда, когда внеш. воспитат. воздействия соответствуют жизненному опыту самих масс, их ценностным ориентациям. Отбрасывание ложных и восприятие правильных взглядов происходит тем интенсивнее, чем активнее обществ.-практич. деятельность людей. Поэтому всемерное расширение обществ. активности масс, выработка активной жизненной позиции у каждого человека - одна из гл. воспитат. функций коммунистич. партии, социалистич. гос-ва, всех воспитат. орг-ций. Марксизм-ленинизм отвергает как односторонний просветит. подход к воспитанию, игнорирующий необходимость изменения обществ. бытия масс и их активного участия в борьбе за такое изменение, так и вульгарно-материалистич. подход, отрицающий необходимость внедрения в массы революц. теории, науч. знаний и уповающий на стихийные процессы обществ. развития. Поэтому третий осн. принцип марксистско-ленинской теории К. в. состоит в том, что революц. партия должна постоянно заботиться об обогащении сознания трудящихся всеми достижениями науки и культуры, непрерывно вносить в их среду революц. теорию, марксизм-ленинизм. Для этого используются разносторонние средства идеологич. работы: печать, радио, телевидение, вся система нар. образования, культ.-просвет, работы, литpa и пскво, устная пропаганда и агитация. Передовые идеи утверждаются в борьбе как со старыми, утвердившимися ранее представлениями, так и с. чуждой идеологией, распространяемой бурж. пропагандой. Особенно это относится к cовр. эпохе, когда в условиях острого идеологич. противоборства двух социальных систем бурж. идеологи стремятся ослабить идейно-политич. единство социалистич, общества. Систематич. борьба против враждебной идеологии и её пережитков в сознании и поведении люден составляет четвёртый, важнейший принцип марксистско-ленинской теории К. в. Эта борьба ведётся прежде всого с помощью критики отсталых взглядов и поступков, мерами дисциплинарного воздействия, методом убеждения как осн. методом К. в. В то же время в отношении злостных нарушителей законов и правил социалистич. общежития применяются меры принуждения, Руководящей и направляющей силой всей системы воспитат. деятельности является Коммунистич. партия, выступающая основным субъектом К. в. Она намечает общение и конкретные цели К. в. на каждом историч. этапе, определяет роль каждой орг-ции - государственной, хозяйственной, общественной, культурно-просветительной - в достижении этих целей, подбирает их кадры, вооружает их марксистско-ленинской теорией, принимает необходимые меры по совершенствованию деятельности каждой орг-ции, обеспечивая таким образом комплексный подход как к целям и средствам воспитания, так и к деятельности всех социальных институтов, занимающихся К. в.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|