|
КАЛЬВИН Жан(10.7.1509, Нуайон, Франция - 27.5.1564, Женева), деятель Реформации, основатель кальвинизма (пуританства). Получил богословское и юридич. образование, в 1533 под влиянием идей Лютера отрёкся от католицизма и примкнул к протестантскому движению. В осн. соч. «Наставления в христ. вере» К. не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи Лютера, Цвингли и др. реформаторов. К. дополнял и совершенствовал «Наставления» в течение всей жизни: в 1-м изд. (1536, Базель) - 6 глав, в последнем прижизненном изд. (6-е, 1559, Женева) - 80 глав. К. наиболее последовательно развил учение об «абс. предопределении», к-рое является основой всей протестантской теологии. По К., бог ещё до сотворения мира предопределил одних к спасению, других - к гибели; никакие усилия человека не могут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что он - «божий избранник». Успех в профессиональной деятельности - признак, подтверждающий богоизбранность. Профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех становится самоценностью, а не средством достижения мирских благ, но он должен дополняться мирским аскетизмом. Эта установка стала оправданием капиталистич. предпринимательства, а «весь секрет» мирского аскетизма, по словам Ф. Энгельса, состоял в «буржуазной бережливости» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 378). Ввиду преследований протестантов К. эмигрировал из Франции, с 1536 жил в Женеве, возглавил реформа· ционное движение и стремился ввести строгую дисциплину нравов. Возмущенные суровостью его требований, женевцы в 1538 изгнали К., но через 3 года он был с почётом возвращён, стал признанным церк. диктатором, «женевским папой»; консистория пасторов, руководимая К., фактически подчинила себе светскую власть. Была принята новая форма церк. Организации в соответствии с разработанными К. «Церк. установлениями»; проведён ряд реформ для утверждения «мирского аскетизма»: упразднён пышный католич. культ, предписано обязат. посещение церк. служб, запрещены развлечения, танцы, яркие одежды, украшения и пр., установлена строгая пасторская опека над населением. Провозглашенную Реформацией свободу совести и истолкования Библии К. свёл к свободе от католицизма, не допуская критики своего учения. Он боролся за чистоту вероучения с нем. богословами, с протестантомгуманистом С. Кастеллио, добился изгнания из Женевы учёноговрача Ж. Больсека, отрицавшего идею предопределения, способствовал осуждению и сожжению М. Сервета за то, что тот не признавал догмата троичности. К. придал протестантизму универс. характер (в противоположность чисто нем. характеру лютеровской реформации); много сделал для утверждения респ. принципов организации церк. жизни. «Церк. установления» К. стали основой построения кальвинистских общин в др. странах, нередко выступавших затем в роли раннебурж. политич. организаций. «Кальвинистская реформация - писал Ф. Энгельс - послужила знаменем республиканцам в Женеве, в Голландии и в Шотландии... доставила идеологический костюм для второго акта буржуазной революции, происходившего в Англии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 315).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|