ДАОСИЗМ

(кит. дао цзя - школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух осн. течений кит. философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проникновения в Китай буддизма вместе с ним Д. и конфуцианство составили сань цзяо (букв.- три религии) - филос.-религ. триаду сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологич. жизнь Китая вплоть до 20 в. Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством, сторонники Д. объявили первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697-2598 до н. э.), благодаря чему Д. получил наименование ХуанЛао чжи сюе - учение Хуан-ди и Лао-цзы.

Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение наивно-материалистич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако содержащиеся в нём элементы мистики постепенно привели к разделению Д. во 2-3 вв. на философский (дао цзя), высшим выразителем к-рого стал неодаосизм, и религиозный (дао цзяо), образовавший своего рода «церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34-156). Религ. Д. включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не имеющие ничего общего ни с философией, ни с доктриной классич. Д., в результате чего границы понятия «Д.» стали весьма расплывчаты.

Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618-907), стал неотъемлемой частью «нац. культа» - верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в составе упомянутой выше триады явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао» - «Путь великого равенства», «Удоумидао» - «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»- «Учение белого лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» - «Жёлтые повязки»); оказал значит. влияние на кит. художников, писателей, поэтов. На протяжении веков Д. то подвергался гонениям, то пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246-210 до н. э.), Цзин-ди (156- 141 до н. э.), Гаоцзуна (650-683), Сюаньцзуна (712- 756) и др. В КНР в 1951-53 проводилась борьба против тайных даосских сект.

Исходной идеей филос. Д. является учение о дао -  пути, извечном, естеств. и всеобщем законе спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда вытекает принцип следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой) человека, а в макрокосмосе - с дао Все

ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй - недеяние, одна из осн. идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать свободу её прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Дао затемняется человеч. односторонностью, само же не имеет никаких разграничении: стебель и столб, урод и красавица, великодушие и вероломство - всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны между собой, а мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность. Идеи Д. оказали большое влияние на развитие кит. культуры и философии.

Просмотров: 460
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Основная проблематика французской просветительской философии. Учение о природе
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • Сань хуан («три государя»)
  • ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ, эзотерическое учение
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ
  • УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕМ ОДУШЕВЛЕНИИ
  • УЧЕНИЕ О СЛОЯХ
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение
  • Учение Декарта: процедуры, пути и результаты сомнения
  • ФА-ХУАН-ЦЗИН
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ (греч. EKKLE-SIA - церковь и LOGOS - учение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь