|
БХАВА(санскр.- бытие, существование, от бху - быть), в др.-инд. философии категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», «жизнь». В буддизме - стремление к становлению, предрасположенность к существованию; объясняется как элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы «закона взаимозависимого возникновения» - см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители (напр., Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей (см. Сансара). При таком понимании Б.- ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс. Противоположное понятие - абхава (санскр.- небытие, несуществование), получившее особое развитие в ряде филос. систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение», «отрицание», «смерть». Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.- как положительная. Согласно Кумариле (система пурвамиманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится и энергия, сила - см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава - предшествующее, последующее, абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом адвайтаведанты Мадхвой: сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же существа или положительны (Б.), или отрицательны (абхава). Кал отрицат. категория абхава выступает и у Канады (система вайшешика), где она противопоставлена шести положит, объектам познания, из к-рых состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность, присущность). На убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавынебытия у Канады и его последователей построена и оригинальная классификация типов небытия: сансаргаабхава (т. е. отсутствие чего-либо и в чемто другом) - 1) небытие вещи до её возникновения (прагабхава), 2) небытие вещи после ее уничтожения (дхвансаабхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянтаабхава, или абс. небытие); аньйоньяабхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их взаимоисключаемость). Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава - скорее логич. категория, определяемая не столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории др.-инд. мысли были попытки рассматривать абхавунебытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому понятию самостоят. онтологич. статус.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|