Бытие и небытие

эти базовые онтологические понятия фактически не достигли уровня веобщности. До ХХ столетия термины «бытие» и «сущее» (существование) употреблялись как синонимы. Однако чаще всего под ними понималось нечто уже существующее, наличное. Платон не относил к подлиннму бытию становление. Напротив, в ХХ веке Хайдеггер резко развел понятия бытия и сущего, понимая под последним наличную данность, а под первым – становление во времени, событийность. Отсюда модный термин «бытийствовать» в отличие от «существовать». В диалектическом материализме бытие сводилось к материи («Бытие, природа, материя» через запятую у Энгельса, материя как объективная реальность у Ленина). Но тогда и бытие, и сущее, и становление оказываются не всеобщими, но частными характеристиками. И возникаают некорректные споры о том, что из них «главнее» и «первичнее».То же самое следует сказать о соотношении самих Б. и Н. Задача заключается в том, чтобы выявить подлинную всеобщность Б. и Н., «есть» и «нет», распространяя эти характеристики на любые возможные данные опыта и предметы размышления: ставшее и становящееся, возможное и действительное, материальное и идеальное, прошлое, настоящее и будущее (было, есть и будет). В этом контексте термины «бытие», «существование» и «реальность» ( в одном из смыслов этого слова) являются синонимами. Коррелятивная онтология исходит из того, что, как ни одна вещь не может проявить себя вне отношения к другой (или к самой себе), так и человек не может начать познание любого предмета , не вступив в отношение с ним ( не отражая его с позиций материализма или не полагая в своей интенции с позиции Гуссерля). Таким образом, данность предметов друг другу в определенном отношении (взаимодействии) – это исходный пункт в развертывании их всеобщего категориального «каркаса». Но что именно дано прежде всего? Сам факт существования или несуществования этого предмета. Снежный человек существует или не существует как биологичский вид, или, допустим, существует как фантазия. И только после констатации этого исходного качества (существует или не существует как…) можно говорить о других свойствах предмета, о причинах его существования или несуществования, характере развития и т.д.  Исходя из сказанного, Б. (есть) можно охарактеризовать так: существовать в качестве чего-либо значит находиться в отношении с чем-либо. Соответственно, Н.: не существовать в качестве чего-либо значит не находиться в отношении с чем-либо. Любое сущее и существует и не существует в разных соотношениях. Нет существования или несуществования «вообще» («чистого» бытия и ничто в терминологии Гегеля). Это положение было названо мной принципом конкретнсти существования (онтологическое основание принципа конкретности истины) и предлагалось также в несколько иной формулировке: сущесвовать значит быть элементом множества. В релятивной формулировке бытие выражается как aRb, в множественной - как a э M, где э - знак вхождения, M - множество.   Полнота бытия любого сущего образуется взаимодоплнительностью трех его основных видов – объективной, субъективной и трансцендентной реальностью,различающихся по способу задания образующего их отношения. - Сагатовский В.Н. Триада бытия. СПб. 2006.

Просмотров: 1052
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «БЫТИЕ И НИЧТО»
  • БЫТИЕ
  • БЫТИЕ
  • БЫТИЕ
  • БЫТИЕ
  • БЫТИЕ
  • БЫТИЕ
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Опыт феноменологической онтологии
  • БЫТИЕ И НИЧТО. Очерк феноменологической онтологии
  • БЫТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ
  • БЫТИЕ-В-СЕБЕ
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • Бытие
  • Бытие
  • Бытие
  • Бытие и не-бытие. Многовариантность индийской онтологии
  • Бытие и становление. Знание о бытии и истине в античности
  • Время, история, жизнь, бытие (становление концепции Хайдеггера)
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • М. Хайдеггер:Бытие и ничто. Бытие и ужас
  • М. Хайдеггер:Проблема метафизики (после Бытия и времени)
  • НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ
  • НАСИЛИЕ (буквально делание чего-либо через силу, принуждение силой)
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • ПОСЛЕ ЭТОГО ЗНАЧИТ ПО ПРИЧИНЕ ЭТОГО
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • С.Франк:Действительность, реальность, идеальное бытие
  • Экзистенциализм: Бытие человека и бытие мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь