|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.
Бытие и небытиеэти базовые онтологические понятия фактически не достигли уровня веобщности. До ХХ столетия термины «бытие» и «сущее» (существование) употреблялись как синонимы. Однако чаще всего под ними понималось нечто уже существующее, наличное. Платон не относил к подлиннму бытию становление. Напротив, в ХХ веке Хайдеггер резко развел понятия бытия и сущего, понимая под последним наличную данность, а под первым – становление во времени, событийность. Отсюда модный термин «бытийствовать» в отличие от «существовать». В диалектическом материализме бытие сводилось к материи («Бытие, природа, материя» через запятую у Энгельса, материя как объективная реальность у Ленина). Но тогда и бытие, и сущее, и становление оказываются не всеобщими, но частными характеристиками. И возникаают некорректные споры о том, что из них «главнее» и «первичнее».То же самое следует сказать о соотношении самих Б. и Н. Задача заключается в том, чтобы выявить подлинную всеобщность Б. и Н., «есть» и «нет», распространяя эти характеристики на любые возможные данные опыта и предметы размышления: ставшее и становящееся, возможное и действительное, материальное и идеальное, прошлое, настоящее и будущее (было, есть и будет). В этом контексте термины «бытие», «существование» и «реальность» ( в одном из смыслов этого слова) являются синонимами. Коррелятивная онтология исходит из того, что, как ни одна вещь не может проявить себя вне отношения к другой (или к самой себе), так и человек не может начать познание любого предмета , не вступив в отношение с ним ( не отражая его с позиций материализма или не полагая в своей интенции с позиции Гуссерля). Таким образом, данность предметов друг другу в определенном отношении (взаимодействии) – это исходный пункт в развертывании их всеобщего категориального «каркаса». Но что именно дано прежде всего? Сам факт существования или несуществования этого предмета. Снежный человек существует или не существует как биологичский вид, или, допустим, существует как фантазия. И только после констатации этого исходного качества (существует или не существует как…) можно говорить о других свойствах предмета, о причинах его существования или несуществования, характере развития и т.д. Исходя из сказанного, Б. (есть) можно охарактеризовать так: существовать в качестве чего-либо значит находиться в отношении с чем-либо. Соответственно, Н.: не существовать в качестве чего-либо значит не находиться в отношении с чем-либо. Любое сущее и существует и не существует в разных соотношениях. Нет существования или несуществования «вообще» («чистого» бытия и ничто в терминологии Гегеля). Это положение было названо мной принципом конкретнсти существования (онтологическое основание принципа конкретности истины) и предлагалось также в несколько иной формулировке: сущесвовать значит быть элементом множества. В релятивной формулировке бытие выражается как aRb, в множественной - как a э M, где э - знак вхождения, M - множество. Полнота бытия любого сущего образуется взаимодоплнительностью трех его основных видов – объективной, субъективной и трансцендентной реальностью,различающихся по способу задания образующего их отношения. - Сагатовский В.Н. Триада бытия. СПб. 2006. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|