АБХАВА

(санскр. abhava — небытие, несуществование) — в индийской философии небытие, отсутствие, отрицание как в онтологическом, так и в гносеологическом аспекте. Размышления индийских мыслителей об абхаве были ответом на вопрос об объекте отрицательных суждений. В мимаисе под абхаве понималось не просто отсутствие такого объекта, но и особая познавательная способность, позволяющая его постигнуть. Сторонники мимансака Кумарчлы Бхатты утверждали, что отрицательные суждения не связаны ни с какой другой праманой (источником достоверного познания): с восприятием, поскольку не происходит контакта объекта с органами чувств, с логическим выводом, поскольку невосприятие объекта не может служить основанием (хету) вывода (тумана). Это доказывало, с их точки зрения, что абхава представляет особую праману (получившую название анупалабдхи— невосприятие).

Синкретическая ныш-вайшешика наделяла абхаву реальным существованием, но не в качестве отдельной праманы, а в виде особой онтологической категории (падартха), которая трактовалась как конкретное отрицание, предполагающее адъюнкт—то, что отрицается (пратийогин), и вместе с тем отношение, из которого отрицаемое исключается, т. е. место, где его нет.—субъюнкт (ануйогин). Наиболее важные виды абхавы в ньяя-вайшешике: сансарга-абхава—отсутствие одной вещи в другой (напр., запаха у цветка); аньонья-абхава—одна вещь не является другой вещью (напр., горшок—цветком); праг-абхава — предшествующее небытие, т. е. отсутствие вещи до ее возникновения; дхванса-абхава — отсутствие вещи после ее разрушения и атьянт-абхава — отсутствие отношения между вещами в течение всего их существования (напр., отсутствие рогов у зайца). К этому основному списку иногда добавляют апекша-абхаву — ограниченное отсутствие и самартхья-абхаву—отсутствие потенции. В противовес Кумариле Бхатте ньяя-вайшешика отвергает существование особого источника для познания отрицательных сущностей, подчеркивая при этом, что познание абхавы является по сути таким же, как и познание положительного существования, за тем исключением, что в данном случае органы чувств  вступают в контакт не с объектом, а с местом, характеризуемым его отсутствием. Таким образом, отсутствие горшка служит таким же реальным свойством коврика, на котором его нет, как и цвет, размер и другие качества последнего. Все отрицательные суждения относятся в ньяя-вайшешике к рубрике логического вывода. С точки зрения буддистов, восприятие абхавы является по-сути восприятием пустого места, на котором нет отрицаемого предмета. К этой позиции близки и последователи Прабхакары Мищры.

В навья-ньяе ставится вопрос о возможности для одного отрицания быть адъюнктом другого отрицания. В отличие от «старой» ньяи, считавшей, что небытие небытия дает положительный результат, навья-ньяя утверждает, что отрицательное не может быть тождественно положительному, поэтому отрицание отрицания  первого отрицания будет равно первому отрицанию. Навья-ньяя разрабатывает также вопросы структуры и классификации отрицательных суждений и семантический анализ отрицательной частички «не» (особенно Гангеша и Рагхунатха).

Лит.: Matilal В. К. The Navya-Nyaya Doctrine of Negation. The Semantics and Ontology of Negative Statements in Navya-Nyaya Philosophy. Cambr., 1968; Chakrabarty К. K. The Nyaya-Vaisesika Theory of Negative Entities.—«Journal of Indian Philosophy» (Dordrecht), 1978, vol. 6, N 2.

В. Г. Лысенко

Просмотров: 966
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Новая философская энциклопедия, 2003 г.




Другие новости по теме:

  • "F52.1" Отвращение к половым сношениям и отсутствие полового удовольствия
  • F52.0 Отсутствие или потеря полового влечения.
  • F52.0 Отсутствие или потеря сексуального влечения
  • F52.1 Сексуальное отвращение и отсутствие сексуального удовлетворения.
  • F52.2 Отсутствие генитальной реакции.
  • НАВЬЯ-НЬЯЯ
  • НАВЬЯ-НЬЯЯ
  • НЬЯЯ
  • НЬЯЯ
  • НЬЯЯ
  • НЬЯЯ
  • НЬЯЯ
  • НЬЯЯ
  • НЬЯЯ-ВАЙШЕШИКА
  • ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
  • ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН
  • ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМНЫХ СИМПАТИЙ
  • ОТСУТСТВИЕ ВЛЕЧЕНИЯ
  • ОТСУТСТВИЕ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ
  • ОТСУТСТВИЕ ОТВЕТА
  • Отрицание отрицания
  • Отрицание отрицания
  • Отсутствие воли
  • Отсутствие всякого состояния (качества), безболезненность
  • Отсутствие заботы о детях
  • Отсутствие заботы о ребёнке
  • ПРИСУТСТВИЕ (и ОТСУТСТВИЕ)
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Сссылка на отсутствие опровержения
  • ФРУСТРИРУЮЩЕЕ ОТСУТСТВИЕ НАГРАДЫ (ГИПОТЕЗА)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь