СУЖДЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

категория эстетики, фиксирующая специфику эстетического отражения: С. э. в отличие от логико-понятийного С. есть нетеоретическое высказывание об эстетической значимости предмета, содержащее его оценку; один из способов положительного или отрицательного реагирования субъекта на эстетические аспекты действительности и иск-ва. Будучи языковым выражением (в письменной или устной речи) отношения к эстетическим явлениям, С. э. тесно связано с др. формами эстетического оценивания: непосредственно-эмоциональным (напр., смех, слезы) и действенно-практическим (напр., уничтожение безобразного в действительности или воплощение прекрасного в произв. иск-ва). С. э. как непосредственно-контактное, прямое реагирование субъекта на внешний предмет в действительности носит глубоко опосредствованный характер, реализуя не только собственный интеллектуальный, эмоциональный, сенсорный опыт, уровень культуры данной личности, но и закрепленный в системе эстетических норм, установок, эталонов, идеалов и др. ценностных ориентиров совокупный человеческий опыт, накопленный в историческом процессе эстетического освоения действительности. Способность к С. э., сформировавшаяся в процессе исторической практики, проявляет себя в эстетическом вкусе. С. э. отличается от логического, понятийно-теоретического суждения, во-первых, выраженной зависимостью от субъекта, в т. ч. от личного вкуса индивида; во-вторых, относительно слабой доказуемостью. Проверка качества вкуса, правильности С. э. осуществляется не путем логического опровержения, а в практике худож. культуры. В субъективно-идеалистической эстетике С. э. рассматривается как не имеющее объективного содержания, выражающее лишь случайные предпочтения, выбор, осуществляемый на основе немотивированной интуиции или под влиянием определенных эмоциональных состояний, т. е. гипертрофируется .субъективная сторона С. э. На практике это ведет к отрицанию значимости эстетического воспитания. В.истории эстетики теория С. э. в наиболее завершенной форме была разработана Кантом в его труде «Критика способности суждения» (1790). Одностороннее прочтение, неумение позитивно переосмыслить ее содержание обнаруживали мн. философы и философские школы.  Неокантианцы, в частности, акцентировали внимание на субъективных и формальных сторонах С. э., игнорируя гениальные догадки Канта об особой его содержательности. Совр. марксистская эстетика, опираясь на ленинскую теорию отражения, развивает и углубляет теорию С. э., трактуя его как специфический способ осознания реальных ценностных отношений.

Просмотров: 1811
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
  • «КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ»
  • «Критика способности суждения»
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • Деградация субъекта
  • ЗАДАЧА НА ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
  • ЗНАЧИМОСТИ ПРОВЕРКА
  • Имидж субъекта общения
  • КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ
  • ОПЕРАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАГИРУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  • Обязанности субъекта труда
  • Опережающее отражение действительности
  • ПРОВЕРКА ЗНАЧИМОСТИ
  • СЛУЧАЙНОСТЬ в историческом процессе
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  • СУБЪЕКТА ДЕКОНСТРУКЦИЯ
  • СУБЪЕКТА-ОБЪЕКТА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • Совпадение ценностных и познавательных ориентиров человеческого бытия в средние века
  • Состояния сомневающегося и несомневающегося субъекта
  • Социальные нормы и стандарты: опыт разработки и применения в отечественной практике
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • Уход от реальности (от действительности)
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • Экспериментальный план изучения одного субъекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь