СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

(social construction of reality) — формулировка, употребляемая в рамках некоторых областей социологии для выделения того, что социальные учреждения и социальная жизнь в целом последовательно создаются, а не даны или определены от природы. На одном уровне утверждение почти тривиально, начиная с нашего знания о себе самих и о социальном, а также о естественном мире, опосредованном культурой и посему "социальном" по происхождению. Однако определенный акцент на социальном конструировании действительности часто противопоставляется дюрк-геймовскому (см. Дюркгейм) пониманию общества с точки зрения предпосланной действительности, состоящей из сдерживающих социальных фактов (см. Социальные факты как вещи) и подчиняющей индивидуумов. Напротив, "социально-конструкционистское" представление, восходящее к Томасу и членам Чикагской школы состояло в подчеркивании того способа, которым социальный мир непрерывно заново изобретался (создавался) индивидуумами, а не являлся чем-то изначально им противопоставленным. В действительности простой дуализм из индивидуальных "Я" (см "Я") и общества недоказуем. Общество не может существовать без деятельности "Я"; в свою очередь, "Я" есть продукт общества (см Мид; Кули; Структура и воля; Структурационная теория). Труд Бергера и Лукмана "Социальное конструирование действительности" (1967), впервые внедривший понятие "социальное конструирование" в социологию, представляет собой раннее исследование этих тем. С тех пор данная концепция стала намного более распространенной, например, в изучении девиации, особенно в теории стиг-мации (наклеивания ярлыков или клеймения). Наиболее жаркие дебаты об исследованиях с социально-конст-рукционистской позиции появились с возникновением проблем онтологии. Это, в частности, тот случай, когда социальная действительность могла бы казаться определенной природой физических реалий в виде тела, болезней или естественного мира. Оспаривали подобные предположения теоретики, типа Фуко, для которого само тело видится скорее продуктом специфической дискурсивной практики, чем биологии (см. социология тела) ; болезни можно переосмыслить скорее как изменение способов социального ответа, чем как органическое разрушение (Уайт, 1991; Бэри, 1986; Николсон и Маклоулин, 1987), а научное знание — проанализировать в качестве результата договоренности о значении явлений (см. Социология науки), гибко интерпретируя правила теоретической последовательности, экспериментальной адекватности и распространения информации согласно изменяющейся повестке дня интересов (см. Малкей, 1979).

Просмотров: 1617
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • ЗАДАЧА НА ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • КЛАССОВО-СТРАТИФИКАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА)
  • Классово-стратификационная структура общества (Социальная структура общества)
  • Конструирование социальное
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Опережающее отражение действительности
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ
  • ПОСЛАНИЕ НА СОЦИАЛЬНОМ УРОВНЕ (SOCIAL-LEVEL MESSAGE)
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Социальная структура общества
  • СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Социальное конструирование реальности
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕОРИЯ СТИГМАЦИИ (НАКЛЕИВАНИЯ ЯРЛЫКОВ ИЛИ КЛЕЙМЕНИЯ)
  • Уход от реальности (от действительности)
  • Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь