ИНДИВИДУАЛИЗМ И ХОЛИЗМ (в социальном познании)

- методологические, онтологические и ценностные установки, противостояние которых отразилось в стиле исторических, социологических и экономических концепций в XX в. В онтологическом плане индивидуализм полагает, что общество состоит только из людей и их действий, а каких-либо надиндивидуальных сущностей или субстанций не существует (социальный атомизм). Сторонники же холизма считают, что хотя социальные целостности зависят от действий и установок индивидов, онтологически они не тождественны этим действиям, а управляющие ими законы не редуцируемы к закономерностям поведения индивидов. Ряд философов и социальных теоретиков (Мизес, Поппер, Хайек и др.) связывает холизм, "коллективизм" с определенной ценностно-идеологической позицией: враждебностью к политическому и экономическому либерализму, приверженностью к различного рода тоталитаристским и социалистическим идеологиям, а также идеям планирования социально-экономического развития. Хотя типичность таких связей нельзя отрицать, они не являются неизбежными, классическим примером чему может быть Т. Гоббс с его методологическим индивидуализмом, совмещающимся с политическим абсолютизмом.

В современных дискуссиях оппозиция "индивидуализм-холизм" трактуется прежде всего как методологическая проблема. Методологические индивидуалисты требуют, чтобы социально-исторические и экономические "макрособытия" объяснялись через совокупности или конфигурации действий, установок, диспозиций, связей и обстоятельств отдельных индивидов. Нередко такое требование обосновывается ссылками на естественные науки,  в которых решающий прогресс был достигнут, когда макроскопические характеристики и качества веществ и процессов стали объясняться через свойства микрочастиц - атомов и молекул. В социальном познании аналог этому методологические индивидуалисты находят в парадигматических сдвигах в экономической науке, перешедшей в XIX в. от холистских рассуждений о "богатстве нации" и макрохарактеристиках рынка к их объяснению через диспозиции и рациональные выборы индивидуальных производителей и потребителей товаров. В ответ сторонники методологического холизма указывают на то, что в естествознании с отказом от классической механистической парадигмы в XX в. широко распространились холистские (волновые концепции, теории поля и т.п.) способы объяснения, а методологический индивидуализм маржиналистской экономической теории был потеснен теорией Кейнса с ее центральными понятиями национального дохода и сбережений, которые отражают системные, "макроскопические" процессы. Сходное противостояние имеет место и в методологии теоретической социологии, где оно восходит к оппозиции методологического индивидуализма Вебера с его установкой на объяснение общественных явлений через социальные действия людей и методологического коллективизма Дюркгейма с его известным требованием рассматривать их как "вещи", как коллективные явления, не редуцируемые к сознанию и действиям индивидов.

И. В. Филатов

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993; Мизес Л. фон. О некоторых распространенных заблуждениях по поводу предмета и метода экономической науки // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Вып. 4. Научный метод. М., 1994; Бхаскар Р. Общества // Социологос. Вып. 1. М., 1991.

Просмотров: 1948
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ
  • Анализ через синтез
  • Знание через описание
  • Знание через описание и через непосредственное знакомство
  • ИНДИВИДУАЛИЗМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
  • Индивидуализм—коллективизм (ИК)
  • КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ
  • КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ
  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • Методологические характеристики исследования
  • НАСИЛИЕ (буквально делание чего-либо через силу, принуждение силой)
  • НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ
  • НАУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ
  • НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ИЛИ НЕПРЕДНАМЕРЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ)
  • Научение через наблюдение
  • Научение через наблюдение
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ОПИСАНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА научная база
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • СОПРОТИВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ РИТУАЛ
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН В РОССИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ОЧЕРКИ ТЕОРИИ
  • Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий
  • ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ ИНДИВИДОВ
  • ЧЕРЕЗ ВЕРУ, ИЗЛЕЧЕНИЕ
  • ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ, НАУЧЕНИЕ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь