Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ПЕРСОНАЛИЗМА ЭСТЕТИКА



ПЕРСОНАЛИЗМА ЭСТЕТИКА

(от лат. persona — личность, лицо) — эстетическая концепция, разрабатываемая во Франции персоналистами — представителями левого католицизма (Э. Мунье, П. Рикёр, М. Недонсель, Ж. М. Доменак и др.), группирующимися вокруг журнала «Эспри» (основан в 1932 г.). П. складывался в кризисное для капитализма время 30-х гг. под влиянием идей Бергсона, Н. А. Бердяева и особенно фр. католического поэта и мыслителя Ш. Пеги, задавшегося целью с помощью иск-ва переделать анонимное, обезличенное буржуазное об-во в мир гармоничных отношений творческих личностей. Испытавший также воздействие экзистенциализма и марксизма, П. поставил в центр своих исканий универсально развитую личность с атрибутами творчества, свободы, саморазвития, подлинно человеческого общения. Однако религиозный идеализм, являющийся главенствующим методологическим средством П., заставил теоретиков «личностной» философии пойти по пути утопического описания человека и перспектив его развития, опираясь на иск-во и худож. творчество. Тенденция обоснования философии через иск-во вытекает, с одной стороны, из близости П. феноменологическо-экзистенциа-листскому направлению совр. западной философии, в известной мере соединяющему философию и иск-во, а с др.— из давней традиции конструктивного отношения католицизма к сфере эстетического, признающего художническое воздействие духа на материальное бытие онтологической функцией человека. Центральной категорией П. является трансценденция, трактуемая как божественный по своему существу предел человеческих возможностей, вовлекающий индивида в перспективу личностного отношения к богу. Последнее выступает целью человеческого существования, наиболее полно реализующейся в иск-ве. В итоге персоналисты осмысливают все виды человеческой деятельности с т. зр. худож. творчества, а личностный опыт в их учении в значительной .мере совпадает с опытом художника, вдохновленного религиозными идеалами. Т. обр., именно в эстетической концепции конкретизируется смысл таких понятий П., как «личность», «творчество», «коммуникация», «культура». Персоналистская философско-эстетическая теория 30-х гг. была близка к элитарным представлениям о худож- культуре (Элитарное искусство) и концепциям массовой культуры и «массового потребления». В «новой серии» исследований журнала «Эспри», начавшейся в 1977 г., нынешние приверженцы. П. (П. Тибо, О. Монжен, А. Симон и др.) высказываются за переворот в культуре и за пересмотр эстетической концепции, разработанной их предшественниками. Выступая против культурной элитарности, засилья массовой культуры и массовых коммуникаций в совр. буржуазном об-ве, они пытаются строить свою исследовательскую программу на изучении народной культуры и народного худож. творчества в их взаимодействии с профессиональным искусством. При этом идеологи П. апеллируют к «религиозному долгу» художников-профессионалов и непрофессиональных творцов, призывая их - всемерно содействовать еван-гелизации совр. мира, рехристианиза-ции широких народных масс. Идеи философско-эстетического учения П. используются в совр. худож. практике: в кинокритике и киноэстетике — А. Базеном, А. Ажелем, А. Эйфром; в литературоведении и худож. критике — А. Бегеном, Р. Гольди, А. Симоном; а также кинорежиссерами И. Бергманом, Ф. Феллини и др.

Просмотров: 798
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)»
  • «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека»
  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ в философии и культуре
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • КОНЦЕПЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  • КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)
  • КУЛЬТУРЫ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
  • КУЛЬТУРЫ ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
  • КУЛЬТУРЫ НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
  • КУЛЬТУРЫ ПОСТСТРУКТУРАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • КУЛЬТУРЫ СТРУКТУРАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
  • КУЛЬТУРЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
  • МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
  • Н.Бердяев:Философия свободы. Смысл творчества
  • Обретение полноты пребывания античной философии в платоновской Академии Платон: литературное творчество 90-60-х годов
  • Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Разнообразие русской философии в контексте культуры
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Шеллинг: От философии свободы к философии откровения
  • Школа народной культуры
  • Этика творчества и экзистенциальная диалектика (О поздних произведениях Бердяева)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь