|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ВЫБОРКИ КОРРЕКТИРОВКА- процедура приведения структуры совокупности выборочной (см.) в соответствие со структурой совокупности генеральной (см.) по одному или нескольким контролируемым признакам. Контролируемыми могут быть любые признаки, инвариантные задачам исследования, генеральные распределения к-рых известны. Как правило, для корректировки используют соц.-демографич. информацию: распределения по полу, возрасту, образованию, семейному положению, типу местожительства и др., но в общем случае выбор контролируемых признаков зависит от специфики исследования и источников рассогласования. Причины нарушения пропорций в выбороч. совокупности различны. Часто они связаны с организационными факторами: допущенными отклонениями от плана размещения выборочн. единиц по регионам, недостаточной численностью интервьюеров, невыполнением интервьюерами плановых заданий по опросу, высоким процентом забракованных анкет и т. п. Необходимость коррекции данных может быть вызвана значительным числом труднодоступных единиц, таких, как отказавшиеся отвечать, отсутствующие дома, а также низким возвратом анкет в почтовых опросах населения. Иногда восстановление структуры выборочн. совокупности является следствием неточной или неполной информации об исследуемом объекте на стадии проектирования выборки. Вместе с тем процедура корректировки выборки может планироваться как самостоятельный этап при анализе данных опроса в тех случаях, когда исследователя интересуют оценки не только всей совокупности, но и отдельных ее частей. Различают несколько способов корректировки данных опросов. Простейший из них предполагает добор недостающего числа анкет (по квоте или в целом) непосредственно в полевых условиях. Др. способы корректировки используют технику перевзвешивания и могут выполняться вручную или на ЭВМ. Перевзвешивание выбо-роч. рез-тов сводится к расчету по каждому значению контролируемого признака весового коэффициента, определяемого как отношение планового числа анкет к реально полученному. Затем количество анкет приводится в соответствие с вычисленным весом. Весовой коэффициент к>1 означает, что анкет с данным значением признака в массиве оказалось недостаточно, и каждая из них используется в обработке более одного раза, иными словами, объем таких анкет увеличивается в к раз. Если к<1, объем анкет соответственно уменьшается, анкеты, оказавшиеся в "избытке", случайным образом отсекаются и исключаются из обработки. Весовой коэффициент fc=l говорит о том, что данная группа анкет участвует в обработке без изменений. При программной реализации процедуры перевзвешивания на ЭВМ каждой анкете в зависимости от значения контролируемого признака приписывается свой вес и при обработке ее "вклад" в общую оценку корректируется в соответствии с рассчитанным весом. Лит. Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М., 1977; Шварц Г. Выборочный метод. М., 1978; Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979; Петренко Е.С., Ярошен-ко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М., 1979; Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях. М., 1979; Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. Г.Н. Сотникова
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|