Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ



ВЫБОРКА НЕСЛУЧАЙНАЯ

- способ отбора единиц совокупности, принцип к-рого отличен от случайного. Как и для вероятностного (случайного) способа отбора, основная цель неслучайного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую. Однако в отличие от вероятностной выборки статистич. выводы обо всем множестве объектов в этом случае делать недопустимо. Выделяют два вида неслучайного отбора: направленный отбор (целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению) и стихийный. Направленный отбор характеризуется выбором единиц или групп единиц по к.-л. заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типич. объектов (метод, типич. представителей), метод "снежного кома" и выбор квотами (см. Выборка квотная). Метод типич. представителей возник в земской статистич. практике во второй половине XIX в. как одно из направлений при замене сплошного наблюдения частичным. Считалось, что отобранные типич. объекты могут представлять всю генеральную совокупность, если в ней возможно выделение типов явлений и выбор объектов, наиболее подходящих к типу. Наличие обширной информации, как правило, в виде рез-тов предваряющего сплошного обследования служило гарантией объективности при определении типичности отбираемых объектов. Это направление разделилось на два вида, один из к-рых определился как самостоятельная стратегия - монографич. обследование отдельных типич. случаев; другой вид, сохраняя в качестве основного принципа отбора типичность, приобрел черты массового обследования и примкнул к выборочному. Наиболее удачным примером последнего направления считается повторное выбороч. исследование в Вятской губернии 1900-1902 гг. Оно охватило около 20% селений в 954 районах. Предварительно были выделены однородные по естественно-историч. и экономич. условиям районы, и отбор селений производился т.обр., чтобы каждое выбранное селение являлось представителем группы, образованной по совокупности экономич. признаков. Проверка типичности выбранных сел была выполнена путем сопоставления рез-тов с данными сплошной сельскохозяйственной переписи 80-х гг. XX в. Метод отбора типич. объектов находит широкое применение и в настоящее время, хотя в последние два-три десятилетия и усилилась ориентация на построение вероятностных моделей выборок. Метод типич. представителей осуществляется легко и экономно; позволяет на ранней стадии обнаружить тенденции в генеральной совокупности, однако в силу определенной субъективности выбора является ненадежным для заключения о количественных распределениях. Метод часто оказывается удобным на высших ступенях отбора, когда необходимо ограничиться небольшим количеством объектов, напр, регионов. Отбор типич. объектов может в достаточной мере обеспечить репрезентативность полученных данных только в том случае, если приняты меры по обоснованию выбора объектов. Для этого необходимо иметь дополнительную информацию по ряду признаков, к-рые могут рассматриваться в качестве контрольных. Метод "снежного кома" является разновидностью целенаправленного выбора и применяется для отбора экспертов и редко встречающихся групп респондентов, т.н. "редких элементов". По существу, это техника поиска и отбора объектов с определенным сочетанием свойств в условиях, когда трудно очертить границы генеральной совокупности. Особенность метода состоит в том, что за исключением первого шага выбор очередного респондента совершается по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Каждый респондент указывает интервьюеру, где можно найти интересующих его людей, и выборка с каждым шагом разрастается подобно "снежному кому". Стихийные выборки формируются произвольно и, как правило, независимо от исследователя. Примерами стихийного отбора могут служить опросы с помощью средств массовой информации, "выборка первого встречного", опросы пассажиров на остановках или в транспорте и т. д. Основная особенность стихийных выборок состоит в том, что для них часто невозможно уточнить, какую генеральную совокупность они представляют. Лит.: Гурьев А.А. Происхождение выборочного исследования и первые его опыты в России//Вестн. статистики. 1921, №1-4; Кауфман А. Статистическая наука в России: теория и методология, 1806-1917: Историко-критический очерк. М., 1922; Ковалевский А.Г. Основы теории выборочного метода//Уч. зап. Саратовского ун-та. Саратов, 1924; Крылов В.Н. О применении выборочного метода в земской статистике// Вестн. статистики. 1955, №6; Процесс социального исследования. М., 1975; Дружинин Н.К. Развитие основных идей статистической науки. М., 1979; Рабочая книга социолога. М, 1983; Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. Г.Н. Сотникова.

Просмотров: 1610
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Единица отбора
  • Единицы отбора
  • ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • Компьютерное моделирование объемных объектов
  • Метод отбора типичных представителей
  • Метод фокальных объектов
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, ВАЛИДНОСТЬ
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, ВАРИАТИВНОСТЬ
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, ДРОБЬ
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, НАДЕЖНОСТЬ
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, ОШИБКА
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, ПОПУЛЯЦИЯ
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
  • ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, ТЕОРИЯ
  • ОТБОРА, ИНДЕКС
  • ОШИБКА ОТБОРА ОБРАЗЦОВ
  • Отбор случайный единиц совокупности
  • Отбора правила
  • ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, или область объектов теории,универсум рассуждения
  • Постоянство объектов
  • Потенциальные возможности объектов
  • РОДСТВЕННОГО ОТБОРА, АЛЬТРУИЗМ
  • СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
  • СТАТИСТИКА ОБЪЕКТОВ НЕЧИСЛОВОЙ ПРИРОДЫ
  • СТИМУЛОВ ОТБОРА, ТЕОРИЯ
  • Теория естественного отбора (THEORY OF NATURAL SELECTION)
  • Тесты для отбора кандидатов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь