ВЫБОР ПРОФЕССИИ

- соц. процесс, в ходе к-рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об-ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. В.п. включает ориентацию профессиональную (см.), а также выбор связанного с профессией соц. положения. Взаимодействие субъекта и объекта В.п. определяется конкретно-историч. уровнем развития производства, состоянием отношений производственных (см.), от к-рых зависит и свобода В.п. Система внеэкономич. принуждения жестко закрепляет работника за определенным видом деятельности, тогда как наличие рынка рабочей силы определяет возможности В.п. в условиях стихийно складывающегося спроса и предложения. Научно-технич. революция, качественно изменяющая требования к образованности и квалификации работника, органически связывает В.п. с выбором вида общего и профессионального образования. Однако последний есть в то же время относительно самостоятельный процесс, определяемый, помимо состояния производства, состоянием и степенью гибкости системы образования, ее соответствием изменяющимся потребностям об-ва. В.п. испытывает на себе также влияние престижа профессий (см.), опосредствованно отражающего обществ. потребности. На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед В.п. - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, соц.-экономич. ситуации в об-ве, переменами в интересах и склонностях индивида, его физич. и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении, состоянии здоровья и т. д. Поэтому необходим социологич. анализ В.п. на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла, что связано также с соц. функциями непрерывного образования (см.). Изучение соц. проблем В.п. ведется в рамках социологии образования (см.), социологии труда (см.), а также складывающейся в последнее время новой научн. отрасли - социологии жизненного пути. Лит.: Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллинн, 1985; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.  М., 1975; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. Ф.Р. Филиппов

Просмотров: 1300
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КЛАССИФИКАТОР НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  • Классификатор специальностей среднего профессионального образования
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НМЦ СПО)
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА И ВЫБОР ПРОФЕССИИ
  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ
  • Паскаль: человек перед лицом истины и бесконечности. Его величие и ничтожество
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕАКЦИИ ВЫБОР, ВРЕМЯ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь