ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ)

- психич. процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творч. преобразования имеющихся у человека образов действительности. Во многих языках В. синонимично образу, представлению, изображению. Выделяют различ. приемы трансформации образов действительности в образы В.: аналогия, акцентирование, преувеличение и т. д. В. расширяет возможности познания; позволяет познать то, чего субъект не воспринимал; восполняет пробелы в имеющихся знаниях; связано с опережающим отражением действительности. В. участвует в регулировании практич. деятельности. Вопрос о В. имеет дискуссионный характер (что является рез-том недостаточной его изученности). Термином "В." пользуются многие науки, отсюда в понятие "В." может вкладываться различн. смысл. В психологии обсуждается соотношение мышления, воображения и интуиции, в частности место и роль нелогич. компонентов мышления. В. возникло и развилось в процессе обществ.-историч. практики, поскольку познание невозможно без отвлечения от непосредственных впечатлений. В. делится на непроизвольное (бесплодное фантазирование, уводящее человека от действительности) и произвольное (сознательное формирование образов в соответствии с целями деятельности). Последнее делится на воссоздающее (построение образа на основе опосредствованной знаковой информации, напр., по описанию) и творческое (создание принципиально новых образов, реализация к-рых приводит к созданию новых материальных и культурных ценностей). Иногда рассматривают В. как внезапное "озарение", ведущее к созданию нового. Однако открытие нового подготавливается в процессе поиска решения. В. развивается и совершенствуется в деятельности: у ребенка - в игровой и изобразительной (особенно с усвоением речи); далее в процессе общего интеллектуального развития. Приемы В. формируются поэтапно. Воспитание В. необходимо для формирования творч. подхода к жизни, поэтому В. связано с личностью в целом (ее эмоционально-волевой сферой, функционированием подсознания, интересами, способностями, привычками и т. д.). Особый вид творческого В. - мечта, указывающая человеку жизненные перспективы, определяется своей соц. направленностью, широтой воображаемого рез-та деятельности. Лит.: Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972; Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974; Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. Новосибирск, 1975; Richardson A. Mental imagery. L., 1969. А. А. Гостев

Просмотров: 1096
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Анализ продуктов деятельности (творчества)
  • Бегство от реальности, от действительности, уход от действительности
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ЗАДАЧА НА ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ
  • Заимствование образов
  • МЫШЛЕНИЕ БЕЗ ОБРАЗОВ
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Мышление без образов
  • Нарушения волевой деятельности
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Опережающее отражение действительности
  • РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
  • РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
  • РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ
  • Распознавания образов теория
  • СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • СТИХИЙНОЕ И СОЗНАТЕЛЬНОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Уход от реальности (от действительности)
  • ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВ
  • ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
  • распознавания образов теория



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь