РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ

- раздел математической кибернетики, разрабатывающий и методы классификации,  а также идентификации предметов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций - всех тех объектов, к-рые могут быть описаны конечным набором нек-рых признаков или свойств, характеризующих объект. Описание объекта представляет собой n-мерный вектор (см.), где n - число признаков (см.), используемых для характеристики объекта, причем j-я координата этого вектора равна значению j-ro признака, j=l, ..., п. В описании объекта допустимо отсутствие информации о значении того или иного признака. Если необходимо расклассифицировать предъявленные объекты по нескольким группам (образам) только на основе их описаний (причем число групп не обязательно известно), то такая задача Р.о. наз. задачей таксономии (кластерного анализа, обучения без учителя, самообучения, автоматич. классификации). Собственно для задач Р.о. (обучения с учителем), кроме описания объектов, необходимы дополнительные сведения об их принадлежности к тому или иному классу (образу). Количество классов конечно и задано. Классы могут пересекаться. Совокупность описаний объектов, для к-рых известны образы, к к-рым они принадлежат, образует т. н. обучающую последовательность (набор эталонов). Основная задача Р.о. заключается в том, чтобы, исходя из обучающей последовательности, определить класс, к к-рому принадлежит описание нек-рого объекта, подвергаемого классификации или идентификации. К такой схеме приводится любая задача принятия решений, если только процесс принятия решений базируется в основном на изучении ранее накопленного опыта. К задачам Р.о. относятся также задачи минимизации описания исходных объектов, выделения информативных признаков. Задачи, решаемые методами P.O., часто встречаются в социологич. исследованиях. Для их решения накоплено большое число т. н. эвристических алгоритмов распознавания, ориентируемых на специфику решения конкретных задач. На практике чаще всего используются методы классификации (см.). Наиболее актуальными для социологии являются методы Р.о., предназначенные для таких данных, хотя бы часть из к-рых была получена по шкалам низких типов. Таковыми являются, напр., методы Р.о., лежащие в русле матрично-аппроксимационных методов, методов поиска логических закономерностей, поиска взаимодействий (см.). Лит.: Распознавание образов в социальных исследованиях. Новосибирск, 1967; Загоруйко Н.Г. Методы распознавания и их применение. М., 1970; Классификация и кластер. М., 1980; Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Математическая энциклопедия. Т. 4. М., 1984; Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М., 1977; Жамбю М. Иерархический кластерный анализ  и соответствия. М., 1988. Ю.Н. Толстова.

Просмотров: 1430
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • Активные методы обучения
  • ДИРЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
  • КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
  • Классификация данных психических расстройств, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • Классификация методов обучения
  • Классификация неврозов согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация психогенных расстройств согласно Международной классификации болезней10
  • Классификация, согласно Международной классификации болезней 10го пересмотра
  • МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДАННЫХ (МАТРИЧНО-АППРОКСИМАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ)
  • МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
  • МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ
  • МЕТОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
  • МЕТОДЫ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ
  • Методы анализа социолингвистических данных
  • Методы анализа социометрической информации
  • Методы обработки и анализа социологической информации
  • Методы обучения
  • Методы обучения
  • Методы обучения
  • Методы обучения
  • Методы обучения военнослужащих
  • Методы проблемного обучения
  • активные методы обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь