УБЕЖДЕНИЯ

- личностные образования, s основе к-рых лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношение человека к действительности и его поступки. Различают нравственные, науч., религиозные и др. виды убеждений. Проблема становления У. - одна из ключевых в воспитании. Особую остроту она приобретает в период революционных соц. изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся идеологич. стереотипов. Серьезно затруднял развитие исследований в этой области тот факт, что процесс формирования убеждений рассматривался как почти полностью определяемый извне. Это обусловливало акцент на внешних организационно-методич. вопросах формирования убеждений и недооценку внутренней, "интимной стороны" этого процесса. В исследованиях по данной проблеме, хотя они и различаются в деталях, в целом используются трехкомпонентная структура У., к-рая включает в себя: логич. анализ отдельных знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент); переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям (эмоционально-личностный компонент); потребность поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся У. практически действенный компонент), проблеме становления У. существенное не имеет исследование способа усвоения знаний, оценок. Существуют многочисленные, свидетельствующие о том, что способ усвоения знаний не является нейтральным по отношению к содержанию У. Тот или иной способ усвоения может существенно уменьшать, даже сводить на нет ценностную значимость содержания, либо, напротив, повышать личностную значимость приобретаемых знаний, облегчая переход их в У. Исследования конформизма показали, что определенные мнения и оценки могут усваиваться по механизму конформного подчинения при деформации когнитивного компонента У. Усвоенные т. обр. мнения, как правило, не становятся подлинными У. и обусловливают неустойчивость, ситуативность поведения. Даже прочно усвоенные и значимые для личности знания не всегда переходят в убеждения. Один из примеров такого рода дает концепция амер. исследователя С. Шварца, согласно к-рой усвоенные индивидом соц. нормы существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Соблюдение или не соблюдение нормы зависит от затрат, к-рые индивид должен произвести при соблюдении нормы, и от цены, к-рую придется заплатить в случае ее нарушения. Этот, можно сказать, "рыночный" подход к нормативному поведению тем не менее позволяет отразить реальность, к-рая опровергает расхожее представление об убеждениях как просто усвоенных знаниях. Вместе с тем автор неправомерно обобщает частный случай, рассматривая его как общий механизм нормативного поведения. В литературе бытует тезис о том, что большая первоначальная уверенность в истинности определенного мнения позитивно связана с его устойчивостью. Однако экспериментальные данные не подтвердили этого. Оказалось, что в целом ряде случаев испытуемые, имеющие высокую первоначальную убежденность, понесли наибольший ущерб от диссонантного атакующего воздействия. В то же время те, позиция к-рых была не столь категоричной и допускала возможность альтернативного мнения, психологически были более подготовлены к атакующему воздействию и в рез-те понесли меньший урон. В течение длительного времени процесс становления У. был идеологизирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно-политич. У., а нравственные У. отходили на второй план. Между тем оказывается, что именно нравственный компонент является ведущим в становлении У. различн. видов. Должна быть создана общая стратегия процесса формирования У., включенного в систему нравственного воспитания и охватывающего все этапы возрастного развития. Лит.: Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М., 1982; Развитие нравственных убеждений школьников. Киев, 1986; Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений//Вопр. психологии. 1990, № 5; Schwartz S.A. Moral decision making and behaviour. N.Y., 1970. В.Э. Чудновский.

Просмотров: 1294
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • БАЗАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  • ВИДЫ ВНЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
  • ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ УБЕЖДЕНИЙ
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Когнитивный компонент самооценки
  • Когнитивный компонент эмпатии
  • Межличностные отношения: механизмы формирования
  • Модель параллельного процесса формирования установок
  • Модель параллельного процесса формирования установок
  • ПОНИМАНИЕ ИНЫХ СИСТЕМ УБЕЖДЕНИЙ
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
  • ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
  • ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО РАСПАДА И ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ
  • Представление знаний
  • СИСТЕМА УБЕЖДЕНИЙ
  • СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Стойкость убеждений
  • Стратегия формирования
  • УБЕЖДЕНИЙ СИСТЕМА
  • УБЕЖДЕНИЙ, ЗНАЧИМОСТИ МАТРИЦЫ
  • Уровни усвоения содержания образования
  • Шкала базисных убеждений
  • ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
  • Этапы формирования сознания
  • представление знаний



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь