|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ТРЕНИНГ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ- совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Методы Т.с.-п. направлены на развитие коммуникативных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. В группах Т.с.-п. вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различн. условиях и разных группах. Т.с.-п. проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными группами людей, связанными производственными или иными устойчивыми отношениями. В последнем случае нередко ставится задача улучшения соц.-психологич. климата в группе. Основы теории и практики Т.с.-п. были разработаны амер. психологом К. Роджерсом и базировались на идеях "гуманистич. психологии", в основном на идее "самоактуализирующейся личности". Эта идея заключается в том, что самосовершенствование личности осуществляется за счет развития групповых отношений и создания особой ситуации доверительного общения, в к-рой происходит осознание себя и др., обмен взаимоощущениями, восприятием друг друга. Роджерс строил свою концепцию, опираясь на работы нем. психолога К. Левина по "групповой динамике" (Левину принадлежит идея тренинг-групп). Роджерс предложил две формы Т.с.-п.: 1) группы интенсивного общения (группы встреч и тренинг сензитивности) и 2) группы "организационного развития". В России в качестве основных методов Т.с.-п. используются ролевые игры и групповая дискуссия. Т.с.-п. может включаться в инновационные игры и в практич. деловые игры в качестве одного из методов группо-образования, разрешения конфликтных ситуаций и создания благоприятного психологич. климата в группах; используется в обучении руководителей, а также всех специалистов, работающих с людьми (учителей, работников сферы обслуживания и т. п.) с целью повышения соц.-психологич. компетентности. Лит.: Ковальчук М.А., Петровская Л.А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии//Вопр. психологии. 1982, № 2; Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982; Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического поведения//Психол. журнал. 1984. Т. 5, № 4; Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989; Modern theory and method in group training. N.Y., 1972; Rogers С Encounter groups. L., 1975. Е.И. Усенко.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|