|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ТРАДИЦИОНАЛИЗМ- соц.-филос. направление, в основе к-рого лежит представление о некой "изначальной традиции", выражающей всеобщий, космич. смысл мироздания и в ходе историч. развития проявляющей себя через те или иные конкретные этнокультурные и религиозные формы. Всякая религиозная система не только содержит представление о мироздании, но и освящает определенное обществ-политич. устройство, тем самым способствуя проявлению принципов "изначальной традиции". Поэтому Т. направлен на постижение и синтез всех духовных традиций (антитрадиционализм, напротив, связан с гипертрофией обособленных тенденций). Избегать всякого разрыва с традицией, поскольку она - хранилище истины, сохранять старые формы и ценности, ибо они есть спонтанное выражение подлинных потребностей об-ва, - такова сущность Т. Разумеется, Т. допускает, что исторически сложившийся соц. порядок может подвергнуться искажению; но исправление положения мыслится как "возвращение к истокам", снятие наслоений, очищение от искажений, приведение в соответствие "неизменной сущности" вещей и адекватной духу времени формы. Образно это выражено в понятии золотой век" - порядок, существовавший изначально, с к-рым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок. Такое представление, свойственное культурной традиции разных народов, служит в глазах многих традиционалистов свидетельством существования скрытой единой, всеобщей традиции, древней как мир, в к-рой берут начало все религии и символы Верность традициям, скептич. отношение к обоснованности и легитимности инноваций культурных (см.) существовали во все эпохи, но вкладывание Т. в сознательное учение стало возможным только после того, как возникли глубокие сомнения в прежних истинах, внесенные философией Просвещения, и произошел решительный разрыв с прошлым в рез-те Великой франц. революции. Первым камнем, заложенным в основание Т., считается труд Э. Берка "Размышления о франц. революции" (1790), за к-рым в 1796 г. последовали произведения Ж. де Местра к Л. де Бональда, а затем, в эпоху Реставрации, - П. С. Балланша, Ф. Р. де Шатобриана, Ф. Ламенне и др. Отвергая принципы рационалистич. философии Просвещения, бурж. либерализма и народовластия, Т., особенно активный во Франции, выступил как контрреволюционное учение, связанное с феодально-аристократич. оппозицией. Основными элементами этого учения стали понятия органич. об-ва и его корпоративного устройства, к-рые получили дальнейшую разработку в учении соц. католицизма, а также в системе 0. Конта. В первой четверти XX в. ряд идей Т. - романтич. антипрогрессизм, антииндивидуализм, органицизм (см.) - были подхвачены и развиты интеллектуалами группы "Аксьон франсез" во главе с ее идеологом Ш. Моррасом и кружком "Консервативная революция" во главе с Мел-лером ван ден Бруком (Германия), деятельность к-рых способствовала становлению фашистской идеологии. Скомпрометированное политически, традиционалистское направление долгое время существовало в качестве малоизвестной школы мышления, но с середины 70-х гг. его идеи привлекают усиленное внимание со стороны идеологов неоконсерватизма, средств массовой информации. В процессе обновления современный Т. опирается на достижения наук о природе и человеке, на новые прочтения таких авторов, как Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Дюмезиль, К. Лоренц и др. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Guenon R. La crise du monde moderne. P., 1968; Evola J. Revoke contre le monde moderne. P., 1972; Benoist A. de. Vue de droite. P., 1978; Petitfils J.-P. Lextreme droite en France. P., 1983. T.M. Фадеева.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|