ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

- соц.-филос. направление, в основе к-рого лежит представление о некой "изначальной традиции", выражающей всеобщий, космич. смысл мироздания и в ходе историч. развития проявляющей себя через те или иные конкретные этнокультурные и религиозные формы. Всякая религиозная система не только содержит представление о мироздании, но и освящает определенное обществ-политич. устройство, тем самым способствуя проявлению принципов "изначальной традиции". Поэтому Т. направлен на постижение и синтез всех духовных традиций (антитрадиционализм, напротив, связан с гипертрофией обособленных тенденций). Избегать всякого разрыва с традицией, поскольку она - хранилище истины, сохранять старые формы и ценности, ибо они есть спонтанное выражение подлинных потребностей об-ва, - такова сущность Т. Разумеется, Т. допускает, что исторически сложившийся соц. порядок может подвергнуться искажению; но исправление положения мыслится как "возвращение к истокам", снятие наслоений, очищение от искажений, приведение в соответствие "неизменной сущности" вещей и адекватной духу времени формы. Образно это выражено в понятии золотой век" - порядок, существовавший изначально, с к-рым следует соотносить всякий возникающий во времени порядок. Такое представление, свойственное культурной традиции разных народов, служит в глазах многих традиционалистов свидетельством существования скрытой единой, всеобщей традиции, древней как мир, в к-рой берут начало все религии и символы Верность традициям, скептич. отношение к обоснованности и легитимности инноваций культурных (см.) существовали во все эпохи, но вкладывание Т. в сознательное учение стало возможным только после того, как возникли глубокие сомнения в прежних истинах, внесенные философией Просвещения, и произошел решительный разрыв с прошлым в рез-те Великой франц. революции. Первым камнем, заложенным в основание Т., считается труд Э. Берка "Размышления о франц. революции" (1790), за к-рым в 1796 г. последовали произведения Ж. де Местра к Л. де Бональда, а затем, в эпоху Реставрации, - П. С. Балланша, Ф. Р. де Шатобриана, Ф. Ламенне и др. Отвергая принципы рационалистич. философии Просвещения, бурж. либерализма и народовластия, Т., особенно активный во Франции, выступил как контрреволюционное учение, связанное с феодально-аристократич. оппозицией. Основными элементами этого учения стали понятия органич. об-ва и его корпоративного устройства, к-рые получили дальнейшую разработку в учении соц. католицизма, а также в системе 0. Конта. В первой четверти XX в. ряд идей Т. - романтич. антипрогрессизм, антииндивидуализм, органицизм (см.) - были подхвачены и развиты интеллектуалами группы "Аксьон франсез" во главе с ее идеологом Ш. Моррасом и кружком "Консервативная революция" во главе с Мел-лером ван ден Бруком (Германия), деятельность к-рых способствовала становлению фашистской идеологии. Скомпрометированное политически, традиционалистское направление долгое время существовало в качестве малоизвестной школы мышления, но с середины 70-х гг. его идеи привлекают усиленное внимание со стороны идеологов неоконсерватизма, средств массовой информации. В процессе обновления современный Т. опирается на достижения наук о природе и человеке, на новые прочтения таких авторов, как Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ф. Дюмезиль, К. Лоренц и др. Лит.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Guenon R. La crise du monde moderne. P., 1968; Evola J. Revoke contre le monde moderne. P., 1972; Benoist A. de. Vue de droite. P., 1978; Petitfils J.-P. Lextreme droite en France. P., 1983. T.M. Фадеева.

Просмотров: 683
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Автор как переводчик себя
  • Знание как деятельность
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Практика, как критерий истины
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Школа как развивающаяся система
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь