|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
ТРАДИЦИИ- концентрирующие образцы, стереотипы деятельности, которые путем временной передачи обеспечивают воспроизводство в жизни человеческих общностей, в деятельности новых поколений аккумулированного социального опыта. В литературе понятие Т. давно стало предметом обсуждения философов, культурологов, социологов, этнографов и т. д. К вопросу о роли Т. в процессе консолидации социальной системы обращались в свое время и представители западной и русской философии истории (И. Г. Гердер, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.), и социологи XIX в., такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Н. Кареев, последний, в частности, определял Т. как своего рода привычку, сформированную на основе подражания. Современные авторы исследуют феномен Т. в различных аспектах, определяя его либо как средство социализации человека, либо как интегрирующую социальную целостность механизма. В последнем случае Т. рассматриваются либо как "средство стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений", способ "осуществлять воспроизводство этих отношений в новых поколениях", либо как "тип отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта", в т. ч. и культуры, когда "старое" переходит в "новое" и продуктивно "работает" в нем, либо как "все виды групповых, социально организованных стереотипов человеческой деятельности", либо как элементы в структуре социальных норм. Т. формируются в процессе непосредственной коллективной деятельности людей по освоению природной среды, выступая тем собственно социальным фактором, который, во-первых, обеспечивает процесс адаптации социума к условиям среды и, во-вторых, выполняет роль первичного регулятора отношений между членами социума. В процессе совместной деятельности, жизнеобеспечения человеческие локальные коллективы накапливают определенный социальный опыт, и Т., оформляя его в определенных стандартах поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу. Следующие свойства Т. позволяют им выполнять функцию обеспечения целостности социума: коллективный характер формирования, кодирования социальной информации; весьма высокая степень устойчивости; сочетание сознательных и бессознательных факторов в процессе кодирования и расшифровки социальной информации; способность к интеграции индивидуального и надындивидуального опыта; отсутствие жесткости, однозначности в процессе регулирования посредством традиций поведения человека и жизни социального организма, несводимость традиций к жестким алгоритмам деятельности. Т., как интегральное явление, включают в себя обычаи, ритуалы, обряды и др. стереотипизированные формы деятельности. Однако они несводимы к последним, т. к., в отличие от них, не дают детальных предписаний в деятельности, а формируют лишь направленность поведения. Отмеченные свойства позволяют Т. выступать фактором внутренней консолидации именно больших человеческих общностей, таких как этносы, культурноисторические типы, т. е. общностей слабо детерминированных, обладающих высокой степенью стохастичности. Вероятностный характер многих структурных звеньев таких общностей обусловливает то, что именно Т., которые имеют "подвижные рамки", "расплывчатые границы", становятся законами связи их подсистем, законами вероятностными, статистическими. В. А. Алексеева Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|